«Сегодня — королева, завтра — никто». Правила жизни Ирины Винер-Усмановой

Главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер-Усманова. © / Алексей Филиппов / РИА Новости

В 2021 г. про нашу художественную гимнастику говорили как никогда много. Сначала Игры в Токио, где Россия впервые за 25 лет осталась без золотых медалей. Затем триумфальный чемпионат мира — 13 наград, из которых 7 золотых.

   
   

Но лучше, чем Ирина Винер-Усманова, про этот вид спорта всё равно никто не расскажет. Президент отечественной федерации художественной гимнастики, главный тренер сборной в декабре выступила на первом всероссийском образовательном бизнес-форуме «Репутация». «АиФ» поприсутствовал там, послушал Ирину Александровну и в которой раз восхитился её преданностью делу и энергией.

Быть человеком практики, а не теории

— В молодости я хотела стать актрисой. Могла сыграть в фильме «Ты не сирота» (картину снимали в Ташкенте в 1962 г. — Ред.), но надо было ехать на соревнования, пропустить их было нельзя.

В семье же меня нацеливали на медицинский институт и больше никакой другой, потому что все были врачами. Школу я окончила с медалью, для поступления оставалось сдать только один предмет. Но я получила четвёрку по химии, что означало — надо дальше сдавать экзамены. Я не стала, соответственно, не поступила. И опять уехала на соревнования, а по возвращении пошла со своей медалью в институт физкультуры. На что в семье сказали: «Учёным можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан». Решили, раз дочь не стала врачом, то пусть будет кандидатом наук. Однако все научные разработки, исследования мне были неинтересны. Нужна была живая работа.

Я человек практический, не теоретический. Как сказал Гёте: «Суха, мой друг, теория везде. А древо жизни пышно зеленеет». Это правда. И всё сложилось, когда ко мне пришли дети. У меня даже в гороскопе написано: успех в жизни благодаря любви к детям.

Любить ученика, любить педагога

Когда у меня самой родился ребёнок, я ехала на работу в автобусе и мечтала: доеду, лягу на маты и посплю. Да какое там! Набрала 5–7 детей и работала с ними увлечённо, понимая, что это исключительно моё дело. И ко мне потянулись другие дети, их заинтересовал мой подход. А в художественной гимнастике очень нужна личная заинтересованность.

Да, конечно, некоторые ушли. Остались только те девочки, которые любили этот вид спорта. Но прежде всего любить надо своего педагога. В моём первом наборе появились звёздочки, которые любили меня, возможно, больше, чем мой сын. Помню, однажды на сборах наша группа расположилась в одной большой комнате на раскладушках. Уснули. И вдруг сквозь сон чувствую, будто плыву куда-то. Открываю глаза — действительно, моя кровать медленно перемещается. Это одна из моих учениц подтягивала меня к себе. Чтобы быть ближе. Вот эта детская любовь и преданность, когда человек находит своего учителя, должны быть в любом большом деле.

   
   

Есть слово «надо»

Дисциплина построена на слове «надо». Когда заканчивается дисциплина — начинается, простите, дерьмо. Дисциплина — это стержень. Дети должны вовремя встать, поесть, прийти, одеться, выйти в зал и сделать то, что требую я. И здесь уважение должно быть огромным ученика к учителю и учителя к ученику.

Я ложусь вечером (на четырёх ногах пришла домой после всех тренировок) и говорю: «Вот завтра не пойду на работу так рано». Но чуть свет открываю глаза и понимаю — надо. Мои девочки ждут меня.

«Не всегда то, что нравится, — твоё»

Надо стараться понять, что тебе дал Бог! Ко мне пришла одна моя девочка с ангельским лицом, говорит: «Я хочу исполнять упражнение под „Болеро“ Равеля». Отвечаю ей: «Ты видела, кто танцует под эту музыку? Майя Плисецкая. А у неё лицо ангела? Нет. Возьми музыку Шопена, возьми картину Франсиско де Сурбарана „Отрочество Богоматери“ и представь себе композицию». И она вышла и исполнила программу в совершенно другом ключе. Её лицо, её тело, её чистая душа сочетались с образом, с музыкой Шопена.

Не всегда то, что нравится, — это твоё! Вот тянет тебя туда... А я говорю: «Не лезь туда, попадёшься!»

Не сходить с пути

Приехали мы с мамой из Ташкента в Москву, а здесь столько всего. Она мне предлагает: мол, давай займёмся бизнесом, зачем тебе художественная гимнастика? Я ответила: «Мама, этот вопрос не стоит и никогда стоять не будет на повестке дня». Я была просто линейным тренером и до сего дня им остаюсь. Это моя любовь, это мой свет... и не сдаваться.

Мы 25 лет выигрывали Олимпиады, чемпионаты мира, и никто с нами ничего не мог сделать. А сейчас на Играх (В Токио. — Ред.) наша ставленница опустила оценку девочке, которая не сделала ни одной ошибки! А девочка, которая потеряла предмет, у которой он валялся на полу, стала олимпийской чемпионкой. Но в такой ситуации ни в коем случае нельзя отчаиваться и сдаваться! Если ничего не получается, надо работать, работать, работать. Если даже Бог тебе сказал: «У тебя ничего не получится», — ты всё равно должна работать. И тогда Бог тебя пожалеет...

Вот и мы уже через полтора месяца на чемпионате мира выиграли 13 медалей. А те, кто был чемпионом на Олимпиаде, вообще не приехали на эти соревнования (сборная Израиля в полном составе снялась с чемпионата мира. — Ред.). «Вот и всё, что было. Ты как хочешь это назови».

Уметь снять с себя корону

Не надо со своей репутацией носиться как с писаной торбой. Репутация — не самоцель! Главное — есть у тебя талант или его нет. Талант, если он не провокационный, не криминальный, он, конечно, принесёт нужные плоды.

Я всё время своим девочкам говорю: сегодня встала на пьедестал — ты королева, чемпионка, завтра спустилась — ты никто и звать тебя никак, вместе со своим тренером... Всё надо начинать сначала. Любые успехи, которых ты сейчас достиг, не должны стать той короной, которая не снимается.