Полвека с Хвостиком. Как Роберто Баджо промахнулся и стал легендой

Роберто Баджо. © / www.globallookpress.com

Роковой промах

Футбол прекрасен многим. В том числе и тем, что прижизненной легендой тебя в нем делает не только успех, но, порой, и неудача. Финал чемпионата мира 1994 года для сборной Италии словно стал заключительным актом древнеримской трагедии, а Баджо выпала незавидная участь играть в ней главную роль. Нестерпимо скучный для болельщиков и невероятно напряженный для игроков матч завершился со счетом 0:0. За 90 минут основного времени и полчаса дополнительного бразильцы и итальянцы на страшной калифорнийской жаре спели настоящий гимн футбольной осторожности. И судьба чемпионского титула решалась в серии послематчевых пенальти. Заключительный пятый удар в составе сборной Италии вызвался исполнять Баджо. Пробей он точно — и его команда оставляет шансы на титул, промахнись — и с мечтами о чемпионстве покончено.

   
   

Но именно этот корявый и неточный даже по меркам регби удар в солнечное небо Пасадены превратил Баджо из звезды мирового футбола в живую легенду. Мяч еще не успел приземлиться на трибуны, а футболисты и тренеры сборной Бразилии уже высыпали на поле, празднуя успех. Но режиссер трансляции не спешил переключать внимание зрителей на радость бразильцев, еще несколько секунд держа в кадре сверлящий пустоту взгляд Баджо. Только что он совершил главный промах своей жизни! Все дело было в контрасте, гротескности: лучший футболист мира по версии ФИФА, обладатель «Золотого мяча» 1993 года, нанес настолько неуклюжий удар, что его засмеяли бы 10-летние мальчишки в футбольной школе.

Тот промах стал главной драмой не только чемпионата мира в США, но и одним из самых запоминающихся моментов в истории футбола. А судьба словно продолжала издеваться над Баджо: во всех чемпионатах мира, где он принимал участие, сборная Италии неизменно вылетала именно после неудачной серии пенальти. И все-таки Роберто в какой-то степени мог считать себя везунчиком. Он хотя бы родился на Аппенинах, а не в Колумбии. В Италии тот промах сделал его легендой, а забивший автогол в матче со сборной США колумбийский защитник Андрес Эскобар по возвращении домой получил шесть пуль в упор от безумного болельщика.

Признание

Другой деталью, которой Баджо запомнился болельщикам, стала его неизменная прическа: волосы, собранные на затылке в хвостик. Невысокий (174 см), но необыкновенно юркий и с точнейшим ударом форвард сразу влюбил в себя Флоренцию после перехода в «Фиорентину» в 1985 году. Фанаты «фиалок» называли его одним из лучших форвардов в истории клуба. И, как часто это бывает в Италии, сменили восхваление на проклятья после того, как Баджо перешел в «Ювентус». Но именно там он стал обладателем Кубка УЕФА и выиграл свой первый чемпионат Италии.

Роберто Баджо, 1991 г. Фото: Commons.wikimedia.org

 

Помимо удивительных статистических достижений (шестое место по количеству голов за всю историю Серии А и пятое — в сборной Италии), Баджо прославился и своим футбольным долголетием. Он играл до 37 лет, причем даже в столь преклонном для футбола возрасте продолжал выступать в одной из сильнейших лиг мира — Серии А. А во время последнего в карьере матча, когда он был заменен на 88-й минуте, гигантский стадион «Сан-Сиро» в Милане стоя провожал легенду итальянского и мирового футбола на пенсию.

Смотрите также: