История «золотой «Джульетты». Тернии и лавры Татьяны Тотьмяниной

Татьяна Тотьмянина. © / www.globallookpress.com

Лёд как лекарство от хворей

Среди зимних видов спорта есть два, которые в России пользуются особой популярностью: фигурное катание и хоккей. Фигуристы и хоккеисты в советские времена приучили болельщиков к своим победам, воспоминания о которых живы до сих пор. Не зря на Играх в Сочи олимпийский огонь зажигали две легенды: хоккеист Владислав Третьяк и фигуристка Ирина Роднина.

   
   

Если в хоккее в постсоветский период отечественные мастера заметно сдали позиции, то в фигурном катании россияне по-прежнему

на первых ролях. Правда, с каждым годом сдерживать напор конкурентов всё труднее.

«Самым нашим» из всех видов фигурного катания считались соревнования спортивных пар. Трёхкратная олимпийская чемпионка в парном катании Ирина Роднина стала для последующих поколений спортсменов эталоном, на который равнялись и с которого брали пример.

Роднина выиграла своё третье олимпийское золото и завершила спортивную карьеру в 1980 году. Татьяна Тотьмянина родилась в 1981 году. Вряд ли родители девочки думали о том, что их дочери предстоит стать продолжательницей дела великой чемпионки.

Как это нередко бывает, всё началось с укрепления здоровья. Врачи посоветовали маме Тани отдать ребёнка в спортивную секцию, дабы избавить её от частых болезней.

Наталья Тотьмянина в своё время занималась фигурным катанием, мечтала о больших победах, но достичь самых высот не удалось. Мама решила, что если дочери нужен спорт, то почему бы и ей не попробовать себя на льду. Так четырёхлетняя Таня Тотьмянина стала фигуристкой.

Приглашение в дуэт

Девочка росла, росло и её спортивное мастерство. Однако, специалисты не прочили большого будущего пермской фигуристке, выступавшей в одиночном катании.

   
   

На чемпионате России 1995 года четырнадцатилетняя Таня познакомилась с восемнадцатилетним Максимом Марининым. Молодой человек искал себе пару: не в плане личных, а в плане спортивных отношений. Так фигуристка-одиночница получила предложение попробовать себя в парном катании.

Что выйдет из этой затеи, тогда никто не мог сказать. Но Таня, посоветовавшись с мамой, решилась на переезд в Петербург, где Маринин и Тотьмянина стали заниматься у тренера Натальи Павловой.

Съёмная квартира, в которой жили трое, — Максим, Таня и её мама — менее всего походила на жилище будущих звёзд спорта. Собственно, щедрых авансов паре никто не давал, поскольку даже у Павловой молодой дуэт был на вторых ролях.

И тем не менее, на первом своём чемпионате России в 1996 году новый дуэт занял шестое место: в условиях жесточайшей конкуренции это очень хороший результат.

Смена тренера

Вверх они шли шаг за шагом, и в 1999 году впервые выиграли «бронзу» на чемпионате России. Это давало пропуск в состав сборной. На своём первом чемпионате Европы Тотьмянина и Маринин стали пятыми, на чемпионате мира — седьмыми.

В сезоне 1999/2000 пара отстояла занятые рубежи, а также выиграла первое «серебро» на международной арене, став вторыми на этапе серии Гран-при во Франции.

Чем выше результаты и сильнее конкуренция, тем больше требований к взаимодействию не только в паре, но и между спортсменами и тренером.

В какой-то момент между Павловой и её фигуристами пробежала «чёрная кошка». Непонимание завершилось расставанием. Новым тренером Тотьмяниной и Маринина стал олимпийский чемпион-1984 в парном катании Олег Васильев.

Спортсмены переехали в Чикаго, где новый тренер взялся за кардинальную перестройку стиля пары. На чемпионате Европы 2001 года Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин стали вторыми, уступив лишь первой паре сборной России: Елене Бережной и Антону Сихарулидзе.

Тёмные лошадки»

В 2002 году на предолимпийском чемпионате Европы Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин выиграли своё первое «золото». Впрочем, Бережная и Сихарулидзе на том турнире не выступали, готовясь к Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити.

Игры-2002 запомнились одним из самых громких скандалов в истории фигурного катания, закончившегося вручением двух комплектов золотых наград: Бережной и Сихарулидзе и канадцам Жами Сале и Давиду Пеллетье.

Четвёртое место олимпийских дебютантов Тотьмяниной и Маринина осталось в тени.

Журналисты, болельщики и специалисты были заняты другим: шли разговоры о том, что с уходом из спорта Бережной и Сихарулидзе Россия в парном катании свои позиции сдаст. В Тотьмянину и Маринина не особенно верили, считая явными фаворитами четырёхлетия китайскую пару Шэнь Сюэ и Чжао Хунбо.

Обидно, когда в тебя не верят. Но изменить это можно только одним способом: выходя на лёд, раз за разом доказывать, что ты сильнее.

В сезоне-2002/2003 россияне выиграли все турниры, в которых участвовали, кроме чемпионата мира: там они уступили китайцам.

Американская история ужасов

Ещё сезон каторжной работы, и в 2004 году в Дортмунде на мировом первенстве Татьяна Тотьмянина вместе с партнёром получили свое первое «золото» чемпионата мира: награду, выстраданную потом и кровью.

В предолимпийском сезоне Татьяне и Максиму предстояло доказать, что они действительно лучшие в мире. Фигурное катание — спорт в известной степени субъективный, и тот, кто является фаворитом в глазах арбитров, имеет пусть и чисто виртуальное, но всё-таки преимущество.

Но осень 2004 года могла стать последней не только в истории дуэта, но и в жизни Татьяны. Видеозапись того, что случилось на этапе Гран-при «Скейт Америка», заставляет вздрагивать многие годы спустя, даже когда точно знаешь, что всё обошлось. Во время исполнения поддержки — элемента, доведённого до автоматизма — Максим Маринин сделал неловкое движение, потерял равновесие и уронил партнёршу с двухметровой высоты. Татьяна ударилась головой об лёд.

Потрясённые трибуны ахнули. Фигуристка лежала без движения и, казалось, случилось непоправимое. Татьяну отправили в больницу, и многие прочили ей длительное восстановление. Но всего через несколько недель Тотьмянина снова была на льду.

Неожиданно выяснилось, что куда большие проблемы возникли у партнёра. Максим просто не мог заставить себя решиться на исполнение поддержки. Не помогали уговоры тренера, Татьяны. В итоге пригласили психолога, который помог Маринину сломать возникший барьер. В том же сезоне пара выиграла чемпионат России, чемпионат Европы и чемпионат мира. Сомнений в том, что они главные олимпийские фавориты, больше не оставалось.

«Ромео и Джульетта» на вершине

В олимпийском сезоне травма подстерегла конкурентов: Чжао Хунбо выбыл на длительный срок из-за повреждения ахиллова сухожилия. Китайцы с неимоверным трудом восстановились к Олимпиаде-2006, но уже в короткой программе стало ясно, что они россиянам не конкуренты.

Произвольная программа «Ромео и Джульетта» принесла Татьяне Тотьмяниной и Максиму Маринину победу в олимпийском Турине. Отрыв без малого в 15 баллов зафиксировал их безоговорочный триумф.

Золотая медаль Олимпиады стала завершением спортивной карьеры для пары Тотьмянина / Маринин. Спортсмены выиграли всё, что можно выиграть в фигурном катании, однако остались, наверное, одним из самых недооценённых российских дуэтов.

«Выиграв чемпионат мира, мы вышли к зрителям счастливые. Ведь мы для страны завоевали эту медаль! А тут наши же журналисты спрашивают: „Ребята, а не кажется, что вам многовато баллов поставили?“ Мне хотелось в них швырнуть всё, что попалось бы в тот момент под руку. Мы шли к этой медали долгие годы, а тебе в глаза такое говорят», — вспоминала Тотьмянина в интервью «Аргументам и фактам».

Татьяне как фигуристке по какой-то причине не досталось такой народной любви и популярности, какая была у Ирины Родниной, Екатерины Гордеевой, Елены Бережной. А ведь ее карьера, политая потом и слезами, была ничуть не проще.

Победители, которые не нужны

Удивительно, но и сохранить пару чиновники от спорта не смогли. Тотьмянина и Маринин были готовы пойти на ещё один олимпийский цикл и выступить в Ванкувере, но оказалось, что они не нужны. «Эта идея у нас с Максимом „умерла“ ещё в прошлом году, после того как мы поговорили с президентом Федерации фигурного катания Валентином Писеевым», — рассказывала фигуристка в интервью в 2008 году, — «Мы предложили ему свои условия, на которых с удовольствием поддержали бы страну в Ванкувере. Но наши условия не были приняты. К сожалению для страны: ведь мы могли бы завоевать медали. Но к счастью для молодых спортсменов, которые смогут себя проявить».

Молодые проявили себя не очень: в Ванкувере Россия не только лишилась олимпийского золота в парном катании, но и вообще не попала на пьедестал.

После завершения спортивной карьеры у Татьяны наступила некоторая растерянность: куда двигаться после того, как закончилось дело, казавшееся главным в жизни? В результате далеко от «основной профессии» Тотьмянина не ушла, став вместе с Максимом Марининым постоянной участницей ледовых шоу.

Алексей

В интервью «Аргументам и фактам», которое Татьяна Тотьмянина дала в 2008 году, она сказала: «Когда я прихожу домой, то не всегда понимаю, что можно уже расслабиться, что не нужно ни с кем состязаться, не нужно быть во всём первой. И в некоторых случаях, когда хочется заплакать, я себя сдерживаю: „Не плачь! Ты же сильная!“ А потом подумаю: „Какая же я сильная? Я всё равно женщина, и плакать мне нужно!“ Но всё-таки за 20 лет в фигурном катании женщину спорт во мне убил».

Татьяна — достаточно открытый человек, и о своей личной жизни в интервью не раз рассказывала вполне откровенно. Как и к спортивным достижениям, к личному счастью она шла долго и трудно.

С человеком, ставшим её мужем и отцом её детей, у Татьяны тоже всё складывалось непросто. С фигуристом Алексеем Ягудиным Тотьмянина сходилась и расходилась несколько раз. Два олимпийских чемпиона, два человека, умеющих преодолевать трудности, два «железных» характера — таким людям достаточно трудно «притереться» друг к другу, стать одним целым.

Но в январе 2009 года Алексей сделал Татьяне предложение руки и сердца. Радостную новость отправились сообщить мамам. Те, посмотрев на Алексея, посоветовали ему дождаться окончания январских праздников, а затем заявить о своём намерении ещё раз. Но Ягудин, любящий шутки и розыгрыши, в этот раз был настроен очень серьезно.

Радость в жизни очень часто соседствует с горем. 22 января 2009 года Наталья Тотьмянина, мать Татьяны, попала в автокатастрофу. Через восемь дней её не стало.

Татьяна тяжело переживала потерю самого близкого человека. Чувства Алексея проходили в это время такое испытание, которого не пожелаешь и врагу. Ягудин помог Татьяне перенести боль утраты.

А 20 ноября всё того же 2009 года у Татьяны Тотьмяниной и Алексея Ягудина родилась дочь, которую назвали Елизаветой.

Внезапная свадьба в Красноярске

В 2013 году Алексей Ягудин в интервью «Аргументам и фактам» говорил об отношениях с женой: «Меня в Тане ничего не раздражало и не раздражает. Потому что я точно знаю: как только меня что-то начинает раздражать, даже какое-то слово, состояние или действие, это неминуемо приводит к гибели отношений... Да, мы разные: я, как большинство мужиков, всё делаю в последний момент, она — наоборот. Очень много таких жизненных вещей, которые у нас противоположны. Но жизнь такая, как есть, и нет в ней ничего идеального».

В 2015 году у Алексея и Татьяны родилась вторая дочь, которую назвали Мишель.

А в феврале 2016 года Ягудин и Тотьмянина шокировали общественность тем, что ... поженились. Дело в том, что за все годы совместной жизни Алексей и Татьяна не оформили отношения официально, полагая, что эта формальность ни к чему. Но после рождения второй дочери решили: пора! В итоге брак зарегистрировали в одном из ЗАГСов Красноярска, где Тотьмянина и Ягудин оказались во время гастрольного тура. Свидетелем на свадьбе стал фигурист Илья Авербух.

Сегодня «молодожёны» живут на две страны: в России и во Франции, где у Тотьмяниной и Ягудина свой дом. «Не знаю, что будет дальше в жизни, но сейчас у нас есть возможность расширять горизонты, показывать детям мир, и мы с Таней это делаем. Для нас важно, чтобы независимо от страны, где мы живём, дети в душе оставались русскими и хорошо знали родной язык. Благо весь мир опирается на русский балет, литературу, классическую музыку», — рассказал Ягудин в интервью журналу «Телепрограмма».

Остаётся только пожелать, чтобы радость и счастье, которое Алексей и Татьяна дарили большой стране своими победами, вернулись к ним сторицей и никогда не покидали их дом.