1 ноября начинаются первые Международные автоспортивные игры. Российскую сборную представят 8 спортсменов в 6 дисциплинах: Gran Turismo (GТ), картинг слалом на электрокарах, дрифт, TCR — кольцевые гонки в классе «туринг», «Формула-4» и кибергонки GT. Амбассадором нашей команды станет президент Российской автомобильной федерации (РАФ) Виктор Кирьянов.
Без «золотого состава»
Виктор Кирьянов: Международные автоспортивные игры — это проект Международной автомобильной федерации. «Выросли» они из Кубка наций 2018 года, но тогда страны выставляли спортсменов только в категории GT. Игры пройдут с 1 по 3 ноября в Италии, на трассе Валлелунга, и определят сильнейшую национальную федерацию автомобильного спорта. А торжественная церемония открытия состоится в центре Рима.
Марина Набатникова, «АиФ»: Но почему в нашей команде не будет звёзд?
— Не только в нашей. Правила игр составлены так, чтобы можно было определить уровень развития национального автоспорта. Именно поэтому принято условие: в команде не может быть действующего «золотого состава», то есть действующих чемпионов и призёров официальных мировых и европейских чемпионатов. А в картинге вообще требовалось отсутствие боевого гоночного опыта. Задача — оценить потенциал.
— Тогда как определялся состав команды?
— При определении состава сборной мы учитывали результаты в национальных чемпионатах и национальных зачётах, а также опыт международных выступлений пилотов и их репутацию.
Поверьте, совет РАФ по спорту определил очень достойный состав. Это ребята, к которым я лично отношусь с большим профессиональным и человеческим уважением. Эти гонщики — лицо нашего спорта, своей страны. Уверен, они достойно продолжат череду достижений наших сегодняшних героев — пилотов, чьими победами и чемпионскими титулами в мире мы очень гордимся.
«От мастерства на трассе к безопасности на дорогах»
— Виктор Николаевич, за последние годы российский автоспорт заметно вырос, и сегодня наша страна в нём выглядит достойно...
— Безусловно. Наши гонщики выступают в мировых и европейских чемпионатах: по результатам прошлого сезона Россия вошла в топ-10 стран мира по количеству медалей. Мы принимаем крупнейшие международные гонки: этап «Формулы-1», ралли-рейд «Шелковый путь», этап чемпионата Европы по бахам «Северный лес». И это значит, что система автомобильного спорта работает должным образом.
— Означает ли это, что автоспорту оказывается должная поддержка? Ведь это очень дорогой вид спорта.
— Что касается дороговизны — да, нужны средства на покупку, подготовку и содержание спортивного автомобиля, на шины, бензин и запчасти. На участие в соревнованиях и обеспечение тренировочного процесса, работу механиков. На создание и содержание инфраструктуры — автодромов.
Сейчас на поддержку 200 официальных соревнований, включённых в единый календарный план Минспорта, выделяется 3,5 млн руб. в год. Как вы понимаете, это весьма незначительно для автоспорта. Остальные средства нужно добрать от реализации коммерческих прав и спонсорских возможностей, билетов.
Но вообще у нашего вида как общественно важной части жизни есть три основных кита поддержки: помимо государства, ещё бизнес и медиа. И федерация регулирует процессы внутри автоспорта таким образом, чтобы все получали необходимый эффект и были заинтересованы в его развитии.
Государственные задачи — это прежде всего глобальная безопасность на дорогах (кстати, главный девиз РАФ: «От мастерства на трассе к безопасности на дорогах»), здоровый образ жизни, привлечение молодёжи к техническому творчеству, а также испытание новых технологий в автомобилестроении, воспитание профессиональных водителей и технических специалистов. Для бизнеса автоспорт — испытательный полигон технических, горюче-смазочных и других материалов, мощный элемент маркетинга. Для медиа — зрелищный вид спорта, обеспечивающий интересный для аудитории контент.
Достаточно иметь автомобиль
— При нынешней тотальной автомобилизации много ли людей, которые идут в автоспорт?
— У нас сейчас 5 тыс. гонщиков-обладателей лицензий РАФ. Есть ещё любители, которые идут в спортивные школы, на трек-дни на автодромах, в прокатный, а потом в гоночный картинг, на гоночные симуляторы.
В принципе, чтобы начать заниматься автоспортом, достаточно иметь автомобиль. Есть же простейшие дисциплины, которые не только доставляют удовольствие от азарта спортивного соперничества, но и в конечном счёте повышают водительское мастерство, а это одна из ключевых задач автоспорта. Есть любительские ралли, ралли на ретроавтомобилях, трофи-рейды, простейшие слаломы, спринты... Всё это доступно для каждого автомобилиста.
— То есть молодым людям, страстно желающим испытать возможности автомобиля и свои собственные, не обязательно дрифтовать по ночам на пустынных дорогах и гонять на участках без камер?
— Я большую часть жизни отдал службе в ГИБДД, был замминистра внутренних дел, вхожу в панель высокого уровня по безопасности дорожного движения Международной автомобильной федерации, входил в Комиссию по безопасности ООН. И, конечно, я не могу спокойно относиться к таким увлечениям, потому что это нарушения, которые неизбежно ведут к дорожно-транспортным происшествиям, увечью и гибели людей. Адреналин нужно получать на спортивных трассах, где созданы все условия для безопасного состязания: как для спортсмена и его соперников, так и для зрителей.
Хочешь гонять и дрифтовать — добро пожаловать на автодромы. Есть гоночные школы, есть трек-дни. Вот там и нужно реализовывать свою жажду скорости, показывать мастерство владения автомобилем. Можно участвовать в официальных соревнованиях: в дрифте, в ралли, в кроссе, в простейших массовых дисциплинах автомобильного спорта. А подвергать себя и других участников движения необдуманной опасности недопустимо.
— Но всем ли есть куда пойти, если речь идёт о регионах?
— В Российскую автомобильную федерацию входят 65 аккредитованных региональных федераций. Это значит, что в 65 регионах развивается та или иная дисциплина (или несколько дисциплин) автоспорта.
Много ли трасс?
— В России 25 стационарных трасс, сертифицированных РАФ. Достаточно ли этого для нашей страны и каково их качество?
— Сертификация как раз подтверждает высокое качество трассы. Причём специалисты Комитета трасс и безопасности РАФ или спортивные комиссары контролируют его постоянно, и в первую очередь — соответствие требованиям безопасности.
Можно говорить, что 25 трасс явно недостаточно для такой огромной страны, как Россия. Однако создание новых должно соответствовать развитию автоспорта в регионах и потребности с точки зрения привлечения к занятиям автоспортом обычных водителей для повышения их водительского мастерства.
— Сочинский автодром уже прошёл проверку «Формулой-1». Что вы можете сказать об открытом недавно автодроме «Крепость Грозная»?
— Первые соревнования там состоялись летом 2015 г. Автодром в столице Чеченской Республики способен принимать соревнования по дрэг-рейсингу, кольцевым гонкам, кроссу и картингу. В сезоне этого года там прошёл этап чемпионата по ралли-кроссу.
«Крепость Грозная» — современный многофункциональный комплекс, который имеет важное для нашей страны преимущество: он находится на юге, а потому функционирует круглогодично. И аналогов ему у нас пока нет.
— Строится спорткомплекс IGORA DRIVE под Санкт-Петербургом. Присутствие на открытии его первой очереди президента Международной автомобильной федерации Жана Тодта вызвало слухи о том, что «Формула-1» из Сочи «переедет» в Питер. Так может произойти?
— Конечно, это будет отличный комплекс технических видов спорта, в проекте 10 гоночных трасс. Он способен вмещать до 50 тыс. зрителей. Жан Тодт сказал, что такого ещё не видел. Огромное и очень красивое здание клуба с выставочными зонами и рестораном, мультимедийным пространством. Но о переносе туда российского этапа «Формулы-1» пока речи нет.
— Какие ещё проекты можно ждать?
— Завершается обустройство постоянной трассы для дрэг-рейсинга (спринтерские заезды, гонки на ускорение, где скорости достигают 500 км/ч и более, — Ред.) на взлётной полосе бывшего аэродрома Быково. Отличная трасса, соответствующая всем международным требованиям. Она сможет принимать соревнования по дрэг-рейсингу для любых классов автомобилей.
Будут и другие проекты, но об этом можно будет говорить после тщательной проработки их экономической и спортивной составляющих, а также подтверждения соответствия требованиям безопасности.
Женщины и киберпилоты
— Женщины в последнее время проникают повсюду, в том числе и в автоспорт. Как вы оцениваете женский сегмент в российском автоспорте?
— Я очень дорожу этим нашим сегментом, поверьте (улыбается). В последние годы Международная автомобильная федерация начала уделять особое внимание развитию женского автоспорта: появилась женская формульная серия «W series» на автомобилях «Формула-3». Наша гонщица, 16-летняя Ирина Сидоркова, прошла отбор в эту серию, будем болеть за неё в 2020 году.
Как и в международном автоспорте, у нас нет деления на «женский» и «мужской». Женщины и даже женские экипажи выступают во всех спортивных соревнованиях. Но надо признать, что пока это явление не стало у нас массовым. Исследователи, например, нашего университета физкультуры считают главной причиной не физиологическую, а социальную. Ведь много-много лет главным предназначением женщины считались дом и семья.
— Наверное, в этом виде спорта много женщин и не надо...
— Но среди наших женщин есть просто потрясающие! Во время Генеральной ассамблеи ФИА в Санкт-Петербурге мы устраивали международную встречу «Женщины в автоспорте». Собралось больше 70 человек: профессиональные спортсменки из разных стран, журналисты, даже маленькие девчонки-гонщицы. Говорили не о гендерных особенностях, а о высоком профессионализме. И мне очень приятно, что в России нет острой проблемы по поводу места женщин «под солнцем»: посмотрите, у нас девчонки занимают и ключевые посты в федерации, и на промоутерских позициях, и в гонках участвуют, и журналисты автоспортивные блестящие. Количество судей-женщин растёт. Судейский корпус российского этапа «Формулы-1» в Сочи на 60% состоит из женщин.
— Ещё одна тенденция — киберспорт. Даже в составе российской сборной на Международных автоспортивных играх есть пилот виртуальных гонок. Но реальные гонки — это всегда реальный адреналин. Можно ли сказать то же о виртуальных, где опасность отсутствует?
— Вы знаете, уровень графики и симуляторов сейчас такой, что приближает кибергонщика к ощущениям от гонок реальных. Поэтому адреналин там тоже зашкаливает. И в Международной автофедерации появилась комиссия виртуальных гонок, которая проводит официальные соревнования между киберспортсменами и награждает их победителей наряду с пилотами реальных гонок. А участие в этой дисциплине более доступно: можно купить оборудование или заниматься в залах, где есть симуляторы.
Справка
По итогам 2018 года по медальному зачёту стран в международных соревнованиях Россия заняла 9 место, обойдя такие признанные в мире автоспорта страны, как Финляндия, Испания и Япония.
Российские спортсмены укрепились среди лидеров в ралли-рейдах и картинге. Первым участником «Формулы-1» был Виталий Петров, за ним — Сергей Сироткин и Даниил Квят. В 2018 г. на церемонии награждения чемпионов автоспорта раллисты Алексей Лукьянюк, Алексей Арнаутов и победитель Международного кубка по дрифтингу Георгий Чивчан получили награды из рук президента ФИА Жана Тодта.
В 2019 году Роберт Шварцман выиграл «Формулу-3». Матвей Фуражкин стал чемпионом Европы по автокроссу, Айдар Нуриев — чемпионом Европы по ралли-кроссу. Тимур Тимерзянов — первый россиянин, выигравший этап чемпионата мира по ралли-кроссу. Федор Воробьёв и Кирилл Шубин — обладатели Кубка мира по бахам (зачёт Т3).
Смотрите также:
- Чемпион Формулы-1 Баттон: В России каждый водитель думает, что он — гонщик →
- Глава Pirelli в «Формуле-1»: Квят сумасшедший, но мы его любим →
- Виталий Петров: Хочу узнать секреты бобслеистов →