В Государственном университете управления прошла встреча президента Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Александра Шпрыгина со слушателями специализации «Менеджмент в игровых видах спорта». Речь на ней шла об истории возникновении ВОБ, его целях и задачах, взаимодействии с Российским футбольным союзом (РФС), вопросах обеспечения безопасности на футбольных матчах. Ниже приведены наиболее интересные фрагменты.
Александр Шпрыгин о том, как возникло ВОБ:
- Главная задача Всероссийского объединения болельщиков заключается в отстаивании их интересов и установлении и поддержании обратной связи между болельщиками и руководством футбольных клубов и национальной команды. Я считаю, что прежнее руководство РФС недооценивало того факта, что футбольные болельщики представляют собой значительную часть нашего общества, и при этом социально активную его часть. Соответственно, и говорить о какой–то связи – что прямой, что обратной - между РФС и болельщиками, было невозможно. Но когда в 2005 году Колоскова (Вячеслав Колосков, президент РФС до 2005 года – Прим. ред.) сменил Мутко (Виталий Мутко, нынешний глава РФС – Прим. ред.) , он почти сразу созвал встречу с руководителями фан–клубов. Сказал: «Я открыт для общения, создавайте свою организацию, будем сотрудничать. А чтобы вы не думали, что я вас для галочки собрал, я вам обещаю, что введу ваше объединение в состав РФС (они же по уставу – общественная организация, и мы – тоже общественная) и ваш представитель получит место в Исполкоме». Вот так все и стало образовываться. В мае нынешнего года мы провели учредительную конференцию ВОБ – на нее приехали представители фан–клубов из 52 регионов. И меня избрали президентом. Единогласно, кстати.
Я сейчас не хочу сказать, что вот, мол, раньше все было плохо, а теперь - замечательно, просто приведу один пример из жизни. В июне нынешнего года накануне матча с Хорватией в Загребе задержали 170 российских болельщиков. Большинство – по абсолютно смехотворным поводам или вообще без повода. В итоге на игру попали очень немногие из задержанных, а ведь у всех у них были билеты, да и просто на то, чтобы прилететь в Хорватию деньги людьми были потрачены немалые. Я уверен, при старом руководстве РФС на это бы никто внимания не обратил. Махнули бы рукой, сказали: «А, опять пьяные бузят..» А Мутко – я это видел своими глазами и слышал своими ушами – по этому поводу звонил Лаврову (Cергей Лавров, министр иностранных дел России – Прим. ред.) и МИД в итоге послал Хорватии ноту протеста. Да и сам РФС свое неудовольствие по поводу происшедшего УЕФА выразил. В итоге, правда, хорваты отделались ничего не значащими отписками, но ведь надо же было с чего-то начинать. Наверняка, если бы они знали, что реакция России на такое обращение со своими болельщиками будет не индифферентной, они бы сто раз подумали, прежде чем такое устроить. В продолжение этой истории я хочу сказать, что ВОБ совместно с РФС намерен отстаивать интересы наших болельщиков и в дальнейшем. Например, в Израиле, где нашей команде предстоит сыграть решающий по сути матч за выход в финал Евро – 2008, будет открыта горячая телефонная линия, по которой российские граждане, прибывшие поболеть за свою сборную, в случае возникновения у них каких – либо проблем смогут связаться с представителями полиции, консульства, ВОБ и РФС.
О том, какой должна быть взаимосвязь между фанатскими объединениями и администрацией клубов:
- Возвращаясь к теме обратной связи между объединениями болельщиков и руководством команд, я должен констатировать, что в России, к сожалению, администрация многих клубов предпочитает не замечать своих поклонников. Работа с ними, как правило, сваливается на плечи пресс–службы. Фанатам за редкими исключениями не разъясняется ни билетная политика (почему, скажем, вчера билеты стоили столько–то, а сегодня подорожали чуть не вдвое), ни логика трансферов (зачем куплен один и продан другой игрок), ни многое другое. В то же время на Западе все это считается абсолютной нормой и, например, суппортеры «Арсенала» имеют возможность переписываться и получать от администрации клуба ответы на все возникающие у них вопросы прямо на официальном сайте команды.
Между тем, политика, которой придерживается в отношениях со своими болельщиками большинство наших клубов не идет на пользу и им самим. Самым ярким примером такого рода являются события 2004 года, когда «Динамо» по инициативе Заварзина (Юрий Заварзин, в 2002 – 2006 годах генеральный директор футбольного клуба «Динамо» (Москва) – Прим. ред.) продало в «Крылья Советов» Огнена Коромана, в том сезоне одного из главных кумиров наших фанатов. Никаких объяснений по этому поводу дано не было. Команда играла отвратительно, боролась за выживание в Премьер – лиге. Вскоре на динамовском секторе появился баннер «Уберите Заварзина» и огромный, перечеркнутый крест на крест портрет генерального директора. Видя это, администрация клуба вместо того, чтобы в сложной ситуации как–то сблизиться со своими болельщиками, постараться что–то им разъяснить, не нашла ничего лучшего как на одном из матчей вывесить на противоположной, абсолютно пустой трибуне баннер: «Держись, Заварзин, фанаты с тобой». Все это было шито белыми нитками и лишь усилило антипатию по отношению к тогдашнему руководству со стороны болельщиков. Больше того, ситуация в целом обернулась шквалом негативных публикаций в прессе. Естественно, что нагнетавшаяся вокруг команды нервозная обстановка не лучшим образом сказывалась на и без того не блестящей игре футболистов, и в Премьер–лиге в том сезоне «Динамо» удержалось лишь в самый последний момент.
Если же говорить о примерах другого рода, то лично для меня как для лидера клуба болельщиков «Динамо» идеальным руководителем до сих пор остается Николай Толстых (в 90–х – начале 2000–х годов генеральный директор и президент футбольного клуба «Динамо» (Москва), ныне - глава Профессиональной футбольной лиги - Прим. ред.). Когда клубом руководил он, у нас никогда не было никаких проблем. Мне достаточно было набрать его номер, чтобы получить информацию по любому интересующему болельщиков вопросу. Николай Александрович регулярно встречался с фанатами, многих, отправляясь на выездные матчи, брал в свой самолет, никогда не пытался остаться в стороне, если у фанатов «Динамо» во время выездов возникали проблемы с милицией. Отношение болельщиков к команде очень во многом зависит от того, как к ним самим относится ее руководство.
О безопасности на трибунах:
- На мой взгляд, проблема безопасности на наших стадионах во многом связана с тем, что те, кто эту безопасность обеспечивают, то есть милиционеры, руководствуются абсолютно устаревшими и очень расплывчатыми правилами поведения болельщиков на трибунах. Поскольку в них не прописано хоть сколько–нибудь четко, что можно приносить на стадион, а что нельзя, какие «заряды» и баннеры могут быть признаны «оскорбляющими честь и достоинство» команды соперника и ее болельщиков, а какие - нет, милиция зачастую принимает решения о том, чтобы пропустить болельщика на стадион или, напротив, вывести его оттуда, руководствуясь исключительно своими внутренними ощущениями, что, конечно, недопустимо и способно вызвать агрессивную ответную реакцию. Вот вам опять же пример из жизни. Не так давно в «Лужниках» по дороге на игру был задержан и препровожден в 130–е отделение милиции болельщик, в рюкзаке у которого находились сразу 500 фаеров. На матч он, естественно, не попал. Но и судья, которому предстояло вынести решение по делу, не смог обнаружить в действиях задержанного признаков совершения хоть какого–то административного правонарушения, поскольку файеры эти он приобрел абсолютно легально. То есть получается, что человек вроде как и ни в чем не виноват, а все равно наказан. Вот почему сейчас ВОБ намерено разработать свой проект правил поведения на трибунах и передать его для рассмотрения в рабочую группу МВД.
О подробностях этого проекта говорить пока рано, но возможно, проблему фаеров мы предложим решить следующим образом: коль скоро против пиротехники на трибунах во время игр возражает УЕФА, разрешить болельщикам жечь фаеры до матча и после него, чтобы инспектор не мог внести в протокол соответствующую запись. Что же касается баннеров и «зарядов», то меру их «оскорбительности», на наш взгляд, должны определять сами болельщики противоборствующих команд: пусть накануне каждой игры они ставят друг друга в известность о том, какие именно баннеры они намерены использовать и, если возражений ни у кого не будет, значит все в порядке. Такое «утверждение программы матча», конечно, убьет эффект неожиданности, зато у милиции не будет лишнего повода, что называется, власть употребить. Впрочем, повторюсь, все это лишь рабочие предложения, и говорить о том, найдут ли именно они отражение в итоговом тексте проекта новых правил, пока рано.
Руководство ВОБ выступает против оскорблений в адрес соперника, попыток фанатских группировок выяснять отношения друг с другом путем насилия и других эксцессов, которые могут повлечь жертвы среди болельщиков и сотрудников правоохранительных органов и наложение различных санкций на клубы и национальную сборную. Впрочем, для того, чтобы минимизировать эти проявления, в болельщицкой среде необходимо вести разъяснительную работу, необходимо развивать у фанатов понимание того, что они болеют за свой клуб, за свою сборную и их неадекватное поведение может нанести вред не только им, но и клубу, и сборной и в конечном итоге – имиджу их родной страны. Лидеры ВОБ этой работой уже занимаются, и не без успеха. Благодаря этой работе, например, на матчах сборной с Польшей и Македонией на стадионе во время игры не было зажжено ни одного фаера, а во время матча с Англией ни один из 16 заранее подготовленных «зарядов» не содержал в себе брани и оскорблений в адрес соперника. Скажу больше, заслуга ВОБ мне видится и в том, что обстановка на матчах сборной в последнее время стала куда более мирной, чем еще несколько лет назад. Теперь болельщики разных команд могут спокойно ходить на игры национальной команды в «цветах» любимых клубов и не опасаться проявлений агрессии со стороны «непримиримых». Если кто–то думает, что так дело обстоит во всем мире, то он ошибается: в той же Польше матчи сборной отнюдь не являются поводом для перемирия между фанатами, например, «Леха» и «Легии».
О распределении билетов на матч Англия – Россия:
- Как известно, на матч Россия – Англия РФС выделил нашему объединению 22 тысячи билетов на недорогие места за воротами. Почему вокруг этого события разгорелись такие страсти, мне непонятно. Начать с того, что это был далеко не первый случай, когда часть билетов на игры сборной распространялись через ВОБ, а, если мне не изменяет память, пятый или шестой. Просто на этот раз сумасшедшему спросу способствовал сам уровень матча, цена победы в нем. Как распределялись выделенные нам билеты? Очень просто: в Москве члены фан–клубов столичных команд выкупали их строго по 1 билету в руки и строго по предъявлении членского билета. Определенные квоты были выделены клубам болельщиков команд из других городов и регионов. Несмотря на все подозрения, высказанные в наш адрес в связи с распределением билетов, я могу ответственно заявить: всего за несколько дней до матча ни один «наш» билет не всплыл у спекулянтов – об этом свидетельствуют результаты довольно масштабных контрольных закупок. Другое дело, что я не могу поручиться за то, что в итоге все сто процентов болельщиков, купивших билеты через ВОБ, оказались на трибунах: когда за пару часов до начала игры за билет номинальной стоимостью 300 рублей легко предлагают сумму в семь–десять раз большую, кто–то может и не устоять перед соблазном.
Главный упрек, который высказывался в наш адрес, в том числе и одним из главных наших критиков Василием Уткиным, состоял в том, что мы, дескать, крайне непрозрачная организация и у нас даже нет своего сайта. Здесь я готов признать: да, это наша недоработка, до создания такого сайта у нас пока просто руки не дошли. Однако уже в самом ближайшем будущем мы планируем создать портал ВОБ, благодаря которому любой желающий помимо всего прочего сможет отследить и судьбу каждого выделенного нашей организации билета на матчи сборной: когда он был продан, кому, на каком основании и т.д. Что же касается основного принципа, по которому билеты будут распространятся среди членов ВОБ, то мы намерены придерживаться системы, при которой право их первоочередного приобретения будет предоставляться болельщикам, посетившим наибольшее количество матчей сборной и своих клубов.
О «медвежьем баннере» на матче с англичанами:
- За этот баннер нам тоже достаточно попеняли, многим почему–то показалось, что мы таким образом пиарим «Единую Россию». Чтобы раз и навсегда покончить с этой темой, скажу: никого мы не пиарили, и не собирались даже. Медведь – испокон веков символ России и у нашего зверя по первоначальной задумке в лапах должен был биться английский лев. Просто потом возникли сомнения относительно политкорректности такого баннера, были высказаны соображения о том, что не слишком–то это будет гостеприимно по отношению к англичанам, и в итоге медведь остался в одиночестве.
Что касается того, кто профинансировал изготовление этого баннера стоимостью 1, 5 миллиона рублей, то профинансировали его спонсоры РФС. А изготовление крупной партии разноцветных листов, из которых болельщики на трибунах, занятых членами ВОБ, перед самым началом игры составляли российские триколоры, профинансировал один популярный футбольный журнал – на обороте каждого такого листа была их реклама. Вот и все: нормальная, по–моему, практика.
Смотрите также:
- Андрей Малосолов: Нежданная самарская радость →
- Андрей Малосолов: Принуждение к расизму →
- Андрей Малосолов: Навстречу оковам →