За всю историю «Формулы-1» лишь троим удавалось стать чемпионом мира более трех раз — Михаэлю Шумахеру, Хуану-Мануэлю Фанхио и Алену Просту, тогда как еще пятеро становились обладателями высших наград трижды. Тем не менее, именно третий чемпионский титул является той границей, что отличает блестящих пилотов от великих гонщиков.
До трёх чемпионских титулов в карьере дотянулись, например, погибший на Гран-при Сан-Марино 1994 года Айртон Сенна, регулярно признаваемый лучшим пилотом в истории чемпионатов мира по опросам гонщиков и руководителей команд, или вернувшийся с жуткими ожогами после аварии в Германии Ники Лауда, а также один из самых неоднозначных гонщиков «Формулы-1» Нельсон Пике. На предстоящем в эти выходные Гран-при Бразилии чемпионский титул разыграют представитель австрийской команды Red Bull Себастьян Феттель и лидер Ferrari Фернандо Алонсо, имевшие в этом году столь большое преимущество над остальными, что вмешаться в их дуэль в концовке сезона шансов не осталось ни у кого. Для обоих претендентов этот титул станет третьим в карьере.
Начало борьбы
Начало сезона, впрочем, такой концовки не предвещало — Red Bull и Ferrari никак не удавалось реализовать потенциал своих автомобилей, тогда как сильнейшей командой многим казалась McLaren. Машина англичан позволила Льюису Хэмилтону уверенно выиграть поул-позиции двух первых гонок, но затем механики раз за разом ошибались на пит-стопах, помешав своему гонщику превратить преимущество в победы. У напарника Хэмилтона Дженсона Баттона в первой половине сезона возникли другие проблемы — ему никак не удавалось настроить автомобиль должным образом, в результате чего тот потерпел несколько неудач и с самого начала отстал от лидеров в общем зачете.
Большие надежды у болельщиков также вызывали выступления Mercedes и Lotus, в составе которых в этом году выступали бывшие чемпионы Михаэль Шумахер, проводивший третий сезон после возвращения в «Формулу-1», и гонявшийся два года в чемпионате мира по ралли Кими Райкконен. Но немецкий коллектив долгое время не мог решить проблемы с прогревом шин, тогда как Lotus раз за разом не хватало тактической смекалки — девять подиумов в первой половине сезона переросли в победу лишь к концу чемпионата, когда шансов побороться за чемпионский титул уже не осталось.
В условиях равнозначных проблем первые семь гонок выиграли семь разных гонщиков из пяти разных команд — уникальный случай в современной истории «Формулы-1», когда победы между собой делили лишь два-три лучших коллектива. Единственным, кто в первой половине сезона мог выдавать стабильные результаты, стал Фернандо Алонсо. Машина Ferrari в этом году страдает от нехватки сцепления на задней оси, при этом управляемость автомобиля усугбляется при большом количестве топлива на борту и на пик возможностей F2012 выходит лишь на второй половине дистанции.
Цепляясь за каждую позицию, Алонсо завоевал подиумы в Барселоне, Монако и Великобритании, а также дотянулся до побед в Малайзии, Валенсии и Германии. После половины гонок чемпионата испанец лидировал в общем зачете с преимуществом в тридцать с лишним очков, но уже через пару недель ситуация изменилась кардинальным образом.
Смена ролей
Всего через две недели после гонки в Хоккенхайме, Фернандо Алонсо выбыл из борьбы на Гран-при Бельгии в первом же повороте — в Ferrari испанца на старте приехал Роман Грожан, ошибившийся на торможении к острому виражу «Источник». В Red Bull же инженеры первые полгода дорабатывали заднюю часть автомобиля, что принесло свои плоды во второй части первенства.
Машина австрийской команды усилиями самого именитого инженера «Формулы-1» последних лет Эдриана Ньюи с переработанной задней частью поехала намного лучше — автомобиль стал проще настраиваться, что теперь позволяло Феттелю в самом начале уходить от соперников в отрыв, после чего лишь удерживать преимущество до самого финиша. Получив в свое распоряжение обновленный автомобиль, воспрял и сам гонщик — Себастьян стал спокойнее и увереннее в своих силах, а ошибок в его выступлениях стало гораздо меньше.
Феттелю удалась великолепная серия из четырех побед подряд — Себастьян первенствовал в Сингапуре, Японии, Корее и Индии. Алонсо же вновь потерял много очков, сойдя в первом повороте на трассе «Судзука», когда вылетел в гравий после борьбы с Кими Райкконеном, напарником Грожана, выбившего Фернандо в Бельгии.
В оставшихся гонках Алонсо оставалось лишь отчаянно бороться за вторые и третьи места, уповая на технические проблемы соперников. Акцентированная на финальные отрезки дистанции тактика помогла испанцу финишировать в первой тройке в шести из семи последних Гран-при. Эта серия помогла испанцу не дать Феттелю создать слишком большой отрыв в общем зачете. Таким образом перед финальным этапом Алонсо удалось минимизировать потери и отправиться в Бразилию, уступая Феттелю 13 очков, которые можно отыграть финишем на подиуме — в текущем сезоне за первые три позиции начисляются 25, 18 и 15 баллов, тогда как в общей сложности очки зарабатывает первая десятка.
Взвешиваем шансы
Большинство специалистов накануне Гран-при Бразилии заранее отдают победу Феттелю, поскольку на его стороне не только преимущество в общем зачете и быстрая машина, но и возможность провести консервативную гонку без какого бы то ни было риска. С другой стороны, многие разделяют опасения за техническую сторону вопроса — на предыдущем этапе из-за отказа генератора с дистанции сошел Марк Уэббер, напарник Феттеля.
Компания Renault объявила о замене узла на всех клиентских автомобилях, а также пообещала, что подобные поломки в Бразилии не повторятся. Тем не менее еще свеж в памяти Гран-при Бразилии прошлого года, когда Феттель упустил победу из-за проблем с коробкой передач, хотя тогда немец досрочно обеспечил себе чемпионский титул и та гонка уже ничего не решала.
У Алонсо же сходов из-за отказа техники не было уже более трех лет. На стороне испанца в предстоящей гонке будет абсолютная лояльность Ferrari, готовой жертвовать интересами своего второго пилота Фелипе Массы в пользу лидера команды. Кроме того кочковатый асфальт трассы «Интерлагос» немного нивелирует несовершенства машины «Скудерии» в области аэродинамики и позволит Алонсо побороться за более высокие места в квалификации.
Свою роль сыграет и погода, которая, по сообщениям синоптиков, может внести коррективы в день гонки в воскресенье - метеорологи оценивают вероятность дождя в 60%, а на изобилующей перепадами высот трассе осадки могут значительно усложнить задачу гонщикам. Если дождь действительно пойдет во время гонки, пилотам придется уповать лишь на самих себя, поскольку в подобных условиях эффективность шасси и аэродинамических обвесов играет не столь важную роль, окончательно снимая разницу в скорости машин претендентов на титул.
Значимость победы
Кто бы ни стал чемпионом в грядущий уик-энд, эта победа уже станет исторической — для обоих претендентов этот титул станет уже третьим в карьере. И если для Алонсо возможный титул станет первым с 2006 года, когда Фернандо победил в составе команды Renault, то Себастьян Феттель рискует стать первым после Михаэля Шумахера, кому удалось выиграть три чемпионата подряд.
Впрочем, чемпионский титул Алонсо также будет историческим событием — в случае победы испанец станет одним из немногих, кому удалось победить в самом престижном автосопртивном соревновании планеты в составе двух разных команд. Последним, кому удавалось выигрывать на машинах разных коллективов, также стал Михаэль Шумахер. К слову, для самого Шумахера эта гонка станет последней в карьере — немец заявил, что на этот раз он окончательно завязывает с автоспортом и возвращаться вновь не намерен.
Смотрите также:
- В ожидании нового чемпиона. «Формула-1» готовится к финальному Гран-при →
- «Королева автоспорта» снова в строю: стартует новый сезон Формулы-1 →
- Королевская мощь. Княжество Монако вновь принимает Формулу-1 →