Евро-2012: Готова ли Польша к чемпионату?

Фото: Reuters

Ожидаемые доходы от пребывания болельщиков в Польше, конечно, согревают сердца поляков, но многие склонны считать, что эти доходы не покроют расходы на организацию Евро-2012. «Разве можно заменить театры стадионами?» — риторически вопрошают поляки, намекая на перераспределение бюджетных средств из культурной сферы в спортивную.    
   

Спорт vs. Культура

Каковы же предполагаемые выгоды и затраты от участия Польши в проведении крупнейшего в Европе футбольного мероприятия этого года?

Gazeta Wyborcza в статье под заголовком «Евро-2012 — деньги растрачены?» приводит аргументы противников и сторонников чемпионата в дискуссии, организованной Форумом ответственного бизнеса. Противники обращают внимание на то, что в кризис, когда государству не хватает денег на борьбу с растущей безработицей и удовлетворение социальных и культурных нужд населения, выделение огромных сумм на организацию столь масштабного, затратного и в принципе бесполезного мероприятия — каприз и расточительство государственных денег. Они также подчеркивают, что наплыв туристов и болельщиков приведет к хаосу в городах, принимающих матчи турнира, росту проституции, преступности и алкогольной агрессии. Активистки феминистского движения утверждают, что новопостроенные стадионы якобы служат удовлетворению сугубо мужских потребностей, что есть гендерная дискриминация.

Для сторонников Евро турнир — это, помимо доходного бизнеса, шанс на продвижение положительного имиджа Польши на международной арене, активизацию общества, искоренение антипольских стереотипов. Не говоря уже об инвестиционном буме: за последние четыре года в Польше построено 800 км скоростных автотрасс и автострад, в проведение мероприятий, связанных с Евро, выделено 95 млрд. злотых. Польша сегодня — крупнейшая в Европе строительная площадкой, убеждают представители компании, координирующей подготовку Польши к Евро. Показательна и реакция самих поляков. По результатам мартовского опроса Центра исследований общественного мнения, около 80% жителей Польши считает, что их родина станет хорошей хозяйкой для чемпионата Европы-2012. Около 60% опрошенных считают, что Польша больше выиграет, чем потеряет от проведения турнира.

Стадионы поражают, дороги разочаровывают

На строительство двух новых и реконструкцию двух уже существующих стадионов в Варшаве, Гданьске, Познани и Вроцлаве польские власти потратили более 1,5 млрд. долларов. На самом большом из них — «Национальном» в Варшаве — 8 июня сыграют матч-открытие Евро-2012. До реставрации здесь был крупнейший в Польше вещевой рынок. На память о нем сохранили вход, все остальное полностью снесли и возвели бело-красную (цветов польского флага) арену на 60 тысяч мест с VIP-ложами, современными раздевалками и даже джакузи для каждого футболиста. Особая гордость нового стадиона — полностью закрывающаяся крыша. Для тех, кто не сможет приобрести билет на варшавские матчи, на Рыночной площади выстроили фан-зону, рассчитанную на 30 тысяч человек, с большим большом табло для трансляций. Игры будут транслироваться и во всех близлежащих кафе и ресторанах.

Если в Варшаве гордятся многофункциональностью новой арены, то в Гданьске — оригинальностью ее внешнего вида. Специфический проект заказали немецким архитекторам, и спустя три года в городе появился стадион в форме яйца янтарного цвета, который хорошо виден с любой обзорной точки Гданьска.

   
   

А вот дороги, в отличие от стадионов, подкачали. Болельщики, которые отправляются в польские города на собственном автотранспорте, должны быть к тому, что два участка автострады А4 и один отрезок трассы А1 между Торунью и Стшиковом так и не будут достроены к началу Евро-2012. Дорожники бросили все силы на то, чтобы успеть достроить ключевой участок автострады А2. Подъехать к городам-хозяевам турнира все же удастся, но кружным путем, по уже готовыми участкам новых магистралей и по старым дорогам. Хуже всего дело обстоит на дороге между Варшавой и Вроцлавом, где перестраивают автостраду — на подъезде к столице для движения доступна только одна полоса. Организаторы советуют российским болельщикам добираться до Вроцлава, где в первый день Евро-2012 наша команда сразится с чехами, самолетом или по железной дороге.

Кстати, железнодорожное сообщение для болельщиков стало более комфортным — ключевые станции обновили, запустили дополнительные поезда. Путь из Варшавы до Гданьска или Вроцлава на поезде займет около пяти часов, а из Познани до Гданьска или Вроцлава можно доехать за три часа. Крупнейший польский железнодорожный перевозчик, компания Intercity, уверяет, что сможет обслужить 150 тысяч пассажиров в сутки.

Подготовились и аэропорты: открыты новые терминалы, залы ожидания и парковки. Центральные воздушные порты разгрузят с помощью запасных аэродромов в Кракове, Лодзи, Модлине, Зеленой-Гуре, Катовицах и Быдгощи. Большая часть российских болельщиков прилетит в варшавский аэропорт имени Фредерика Шопена, некоторые — на частных самолетах. В город из аэропорта можно удобно добраться на железнодорожном экспрессе.

Смотрите также: