Петр Макаренко о составляющих коммерческой деятельности Российского футбольного союза:
- Основной задачей коммерческого отдела Российского футбольного союза является привлечение денежных средств. Государственное финансирование на данный момент составляет не более 1, 5 процентов от нашего бюджета (при том, что расходная его часть в этом году равна 1,8 миллиарда рублей), так что мы просто обязаны думать о самостоятельных заработках. Говоря о доходах, начну с продажи билетов на матчи сборной. Выручка от нее весьма существенна, хотя до показателей ведущих футбольных держав Запада нам в этом смысле далеко. Приведу пример из совсем недавнего прошлого. На игре Англия – Россия на «Уэмбли» присутствовали 86 тысяч зрителей, на ответном матче в Лужниках – по официальным данным, 77 тысяч. Цифры вроде бы вполне сопоставимые, однако билетная выручка англичан оказалась большей нашей в 5, 5 раз. И это при том, что сумма, полученная от продажи билетов на последнюю домашнюю игру сборной, превысила прежний российский рекорд в 2, 5 раза.
Во многом это объясняется тем, что мы в силу некоторых причин, прежде всего социальных, не можем выставлять цены на билеты, аналогичные тем, что существуют в той же Англии. Скажу прямо, накануне ответного матча в Лужниках главной нашей задачей было собрать на трибунах как можно большее количество активных фанатов, людей, которые должны были гнать команду вперед. Этим и объясняется выделение 20 тысяч недорогих билетов на трибуны за воротами Всероссийскому объединению болельщиков (ВОБ). Я считаю, что это решение, хотя и не принесло нам коммерческой выгоды, зато оказалось верным с точки зрения достижения спортивного результата – именно члены ВОБ создали в «Лужниках» атмосферу, при которой футболистам не оставалось ничего другого, как биться за победу на пределе сил, а иногда, возможно, и за этими пределами. Никакой VIP, уверяю вас, такой поддержки команде оказать не сможет.
Впрочем, я готов признать, что остальные билеты на игру с Англией могли бы стоить значительно дороже: похоже, мы допустили просчет, максимально не подняв цены в сектора, предназначенные не для фанатов. При количестве предварительных заявок, вдесятеро превышающем вместимость стадиона (их было подано около 800 тысяч), они все равно были бы распроданы. Даже в ложи VIP, где цены на билеты доходили до 100 тысяч рублей, мы в итоге столкнулись с «конкурсом» 28 человек на место! Все–таки такая игра случается, наверное, раз в десятилетие…
О продаже прав на телетрансляции игр российского чемпионата:
- Это могло стать второй серьезной статьей доходов для нас, но пока это не так. Как вы помните, накануне нынешнего сезона РФПЛ при посредничестве РФС заключили договор с телекомпанией «НТВ плюс», в соответствие с которым та обязалась заплатить за право транслировать игры российского чемпионата 100 миллионов долларов в течение четырех лет. Предыдущий аналогичный контракт, действовавший с телеканалом «Спорт», предусматривал выплату лишь 5 миллионов долларов в год, так что разницу в условиях, я думаю, вы понимаете. Напомню также, что право транслировать ключевые игры каждого тура делегировалось Первому каналу, так что о полном исчезновении футбола с бесплатных каналов, как это потом было представлено, не могло идти и речи. Скажу даже больше, «НТВ плюс» пошло нам на встречу, согласившись выделить канал «Наш футбол» из своего общего пакета и торговать им отдельно по 300 рублей в месяц – цене, сопоставимой с ценой посещения одного футбольного матча… Впрочем, какая судьба постигла этот контракт, вы все наверняка помните.
Заканчивая разговор на эту тему, хочу сказать, что в наиболее развитых в футбольном отношении странах Европы – речь идет об Англии, Германии, Италии, Испании, Франции, Голландии и Португалии – футбола на общедоступных каналах нет. В той же Англии на отчисления от телевизионных денег живут и клубы, и Премьер–Лига и Федерация футбола. Увы, Россия и здесь продолжает идти собственным путем. Остается только надеяться, что со временем мы поймем, что этот путь бесперспективен.
О спонсорских контрактах:
- Перечислю крупнейших наших партнеров. Это компании: Росгосстрах, Х5 Retail Group, возникшая в результате слияния торговых сетей «Перекресток» и «Пятерочка», пивоваренная компания Efes, владеющая брендом «Старый мельник», Epson, Nike, Газпром и Транстелеком. Сумму доходов, которые РФС извлекает из сотрудничества с ними, я разглашать не вправе, скажу лишь, что у нас нет спонсорских контрактов, заключенных на сумму меньшую, чем 1, 5 миллиона долларов. Больше и значительно больше – есть.
О торговле символикой:
- Еще одна статья доходов – торговля сувенирной продукцией с символикой сборной. Я считаю это направление деятельности очень перспективным. Об этом говорит множество примеров, в основном, правда, тоже западных. «Челси» заплатил «Милану» за Андрея Шевченко 50 миллионов евро. И всего через несколько месяцев полностью отбил эту сумму, продав миллион футболок с его именем. Трансфер Дэвида Бэкхема из «Манчестера» в «Реал» мадридский клуб окупил за 7 месяцев за счет продажи тех же футболок в странах Юго–Восточной Азии, где Бэкхем популярен так, как никогда не был популярен ни один игрок. К слову, сам «Манчестер» в тех же самых азиатских странах ежегодно получает от продаж атрибутики существенно больше, чем все отечественные клубы вместе взятые от продажи билетов на свои игры.
В России, к сожалению, мы пока далеки от таких показателей. В первую очередь это объясняется разгулом пиратства – до 95 процентов продукции с символикой клубов и сборной у нас является контрафактом. С другой стороны, технический спонсор национальной сборной – компания Nike – не имеет в России ни одного фирменного магазина и торгует своей продукцией через сети вроде «Спортмастера», что не способствует ни широте представленного ассортимента, ни, как следствие, бурным продажам. В итоге royalty, которые Nike отчисляет за торговлю изделиями с символикой российской сборной равна 20 тысячам долларов в год – цифра абсолютно ничтожная. Пока РФС выходит из положения, заключив договор на изготовление и распространение официальной атрибутики с компанией, которая платит нам фиксированную сумму – 20 процентов от выручки. Однако в дальнейшем мы намерены уделить серьезное внимание развитию этого направления своей деятельности. Я убежден, что из нее можно извлечь куда более серьезный доход, чем тот, что мы имели до сих пор. Дело в том, что сейчас в силу благоприятно складывающейся экономической ситуации у многих россиян появились дополнительные деньги, которые они готовы тратить на развлечения, и в том числе – на футбол и приобретение футбольной атрибутики. Поделюсь такой информацией: минимальная стоимость поездки на матч российской сборной в Англии с учетом перелета, проживания, питания и приобретения билетов на футбол составляла тысячу фунтов. Сумма немаленькая, и все–таки 7 тысяч наших болельщиков оказались на «Уэмбли». Представить себе такое в 90–х годах было совершенно невозможно.
О доходах от продажи еды:
- Наконец, прибыль, и немалую, сулит организация питания на футбольных матчах, и игры сборной здесь, конечно, не исключение. Сошлюсь опять же на пример Англии, где среднестатистический болельщик в день матча выпивает до 10 литров пива. Так вот: только «Челси», только за один домашний матч и только от продажи пива выручает сумму, эквивалентную 1 миллиону долларов. Впрочем, и тут я должен констатировать, что мы числимся в отстающих. Достойным образом обустроить питание для болельщиков невозможно практически ни на одном из ныне существующих российских стадионов, за исключением, пожалуй, «Локомотива». Построенные полвека назад, они попросту не отвечают современным требованиям, предъявляемым к организации общественного питания на спортивных сооружениях. Судите сами: на заново отстроенном «Уэмбли» насчитывается 10 тысяч ресторанных мест. А в сопоставимых с ним по вместимости «Лужниках» мы только сейчас, готовясь к финалу Лиги Чемпионов, по требованию УЕФА собираемся реконструировать трибуну С, чтобы вписать в ее пространство ресторан на 400 персон. Что же касается пива, то это вообще отдельная история…
О рекламе пива и московском финале Лиги Чемпионов:
- Как известно, некоторое время назад Государственная Дума приняла поправки к законодательству, жестко ограничивающие не только потребление, но и рекламу пива. В соответствие с одной из них, такая реклама, в частности, не должна размещаться в физкультурно–оздоровительных и спортивных сооружениях, а также в радиусе ста метров от них. Мы предупреждали, что последствия этого шага для профессионального спорта могут быть поистине катастрофическими, но законодатели нас не услышали. В итоге сейчас, два года спустя, Россия оказалась перед реальной угрозой переноса финала Лиги Чемпионов 2008/09 годов из Москвы в другой европейский город. И дело здесь, главным образом, в том, что титульным спонсором этого турнира является пивоваренный концерн Heineken, заплативший швейцарской компании Television Event and Media Marketing AG (T.E.A.M), продающей спонсорство в матчах Лиги, 240 миллионов евро за 4 года. В настоящее время мы пытаемся спасти ситуацию: наши юристы уже подготовили для передачи в Государственную думу поправки к вышеупомянутому закону. Они предполагают, что ограничения на рекламу пива не будут распространяться на международные спортивные турниры, проводимые на территории России. Если депутаты согласятся с нами и примут эти поправки, финал Лиги, скорее всего, останется в Москве. Если нет – вариант его переноса приобретет более чем зримые очертания.
Теоретически, конечно, можно было бы еще объявить мораторий на действие закона: так в свое время поступили бельгийцы, не пожелавшие отказываться от этапа чемпионата мира Spa Grand Prix «Формулы – 1». Как известно, основными спонсорами «Формулы» являются крупнейшие табачные компании, а реклама табака в Бельгии оказалась под запретом. Так вот: они решили, что запрет этот не будет действовать в течение тех трех дней, что продолжаются гонки. Впрочем, я думаю, что нам такой вариант не очень подходит. Во–первых, решение о моратории все равно должно приниматься на государственном уровне. Во–вторых, это было бы полумерой, а меры, на мой взгляд, должны быть приняты решительные. Ведь пивные компании спонсируют огромное количество крупных международных турниров, вовсе не только футбольных. И наше законодательство в том виде, в каком оно существует сейчас, фактически лишает Россию возможности выдвигать свою кандидатуру на право их проведения.
О российских стадионах вообще и проекте стадиона для сборной в частности:
- То, что российской сборной нужен нормальный современный стадион - факт очевидный. «Лужники» для проведения матчей национальной команды не годятся, они безнадежно устарели. У этой арены масса недостатков, начиная с того, что первые ряды трибун там находятся ниже уровня поля и оттуда ничего невозможно увидеть, и заканчивая очевидными проблемами с безопасностью. В Лужниках крайне узкие, неудобные входы и выходы, чреватые возникновением давки. Вот, в частности, почему этот стадион так долго пустеет после окончания матча: милиция выпускает болельщиков по секторам, опасаясь возникновения чрезвычайных ситуаций вроде той, что случилась четверть века назад на матче «Спартак» - «Харлем». После матча с Англией последний болельщик покинул «Лужники» спустя 1 час 27 минут. Для сравнения: после первой игры с англичанами, состоявшейся на «Уэмбли», трибуны были пусты уже через восемь минут и на них полным ходом шла уборка мусора. К слову, с этих трибун все происходящее на поле видно как на ладони, на каком бы месте, пусть даже самом дешевом, вы не сидели.
Впрочем, строительство стадиона для сборной теоретически возможное в районе метро «Ботанический сад» начнется не раньше, чем мы сможем четко ответить на вопрос о том, возможно ли будет сделать его рентабельным. Ведь домашних матчей у сборной совсем немного, а арена, чтобы окупиться, должна заполняться как можно чаще. Между тем, и уже существующие в Москве стадионы загружены далеко не по полной программе. Средняя посещаемость на играх четырех московских команд не превышает 15 – 17 тысяч зрителей, «Лужники» выглядят более или менее полными только на матче «Спартак» - ЦСКА, «Локомотив» задействован в течение всего 28 дней в году. А ведь и эти стадионы, и «Динамо», и стадион на Восточной улице нужно содержать, нужно платить зарплату обслуживающему персоналу, нужно, в конце концов, ухаживать за газонами. Кстати, о газонах. Вы знаете, почему администрация «Лужников» так противится идее постелить на своем стадионе естественное поле? Да потому что это стоит 120 – 130 тысяч евро. На крупнейших западных стадионах, скажем, на «Амстердам арене», эти поля перестилаются по 3 – 4 раза за сезон и за счет одной только продажи билетов окупаются во время первой же игры. А для гигантских «Лужников», где на матчах играющего в Высшей лиге «Торпедо» не собирается больше тысячи болельщиков – что само по себе является издевательством и над футболом, и над футболистами – это серьезный удар по бюджету.
В идеале максимально эффективную эксплуатацию стадионов должны обеспечивать специальные управляющие компании, руководство которых заботилось бы о том, чтобы находящиеся в их ведении арены использовались по максимуму, причем не только для игры в футбол, но и для проведения всевозможных праздников, концертов и тому подобных мероприятий. Работа большинства западных стадионов выстроена именно по этому принципу. В России же пока ничего подобного не наблюдается. В первую очередь это связано с острейшим недостатком менеджерских кадров, имеющих навыки управления современными спортивными сооружениями. Надеюсь, что в скором времени этот недостаток будет восполнен, в том числе и за счет выпускников вашей специализации».
Смотрите также:
- Андрей Малосолов: Верните деньги за «Анжи»! →
- Андрей Малосолов: Торжество разума →
- Метод капиталистического Realизма →