Евгения Канаева: «Мама была против занятий спортом»

   
   
Пекинская Олимпиада дала нам, как минимум, одну новую звезду. Гимнастка Евгения Канаева стала чемпионкой в индивидуальных упражнениях. После победы ей тут же приклеили ярлык «новая Кабаева», благо что фамилии различаются минимально. Впрочем, Жене не привыкать. Год назад ее уже называли «второй Чащиной» после победы на этапе Кубка мира во Франции.
- Меня так называют?! - недоумевала тогда восходящая звезда, - Вы знаете, Ира Чащина, конечно, уникальный человек. Она классно все делает. Но мне хочется что-то свое показать, научиться чему-то новому, брать от каждой гимнастки что-то лучшее.
И она показала. Всего год спустя. Теперь журналисты уже не спрашивают ее о негласных титулах, а выясняют, правда ли, что в гимнастике наступила «эра Канаевой».
- Никогда не думала об этом. Просто я люблю выступать, люблю тренироваться. И я очень люблю зрителей. Я чувствую, как они меня поддерживают, - невозмутимо реагировала спортсменка на дифирамбы журналистов. Впрочем, хладнокровие не всегда было отличительной чертой Канаевой. После победы на чемпионате Европы год назад, 17-летняя девушка расплакалась прямо на пьедестале.
- Плакала от счастья. Не смогла себя сдержать. Журналисты подходили для интервью, а я даже не плакала, а рыдала. Всхлипывала в микрофон. Все девчонки поздравляли, говорили: «Ты выиграла, молодец!» – а я все равно не могла успокоиться. В такие моменты переживаешь тысячи тренировок, как одну, вспоминаешь все боли и разочарования. На ковре ведь не до эмоций. Просто делаешь свою программу, ни на кого не смотришь, стараешься не подвести тренера, который вложил в тебя все свои силы и умения.
Слезы, однако, не значат, что девушка излишне ранима. Как призналась сама Женя, победы только придают ей уверенности. Но 11 лет назад, когда бабушка Канаевой впервые привела ее в секцию художественной гимнастики, мало кто мог предположить, что девочку в спорте ждет большое будущее. Был даже такой момент, когда на контрольной тренировке из выступающих тринадцати гимнасток Женя была… двенадцатой. Конечно, не всегда все гладко бывает и теперь, когда она уже стала Евгенией Канаевой, о которой узнали многие. Но ее заинтересованность в успехе и упорство каждый раз играет добрую службу. Если почувствовала, что где-то надо доработать, дожать, то и разговора об отдыхе быть не может.
- Обидно, когда проигрываешь. Но еще обиднее, когда это зависит от тебя, когда чего-то не сделаешь. Но я все равно не назову это неудачей. Скорее, это просто какой-то жизненный этап. В спорте надо уметь и выигрывать, и проигрывать. А если у спортсмена одни победы, то это уже не спортсмен, - признается гимнастка. Такая философия настоящего победителя у Евгении в генах, ведь она из очень спортивной семьи.
- Родители никогда не навязывали мне спорт, наоборот, хотели, чтобы я хорошо училась в школе. Мама Светлана Васильевна – мастер спорта по художественной гимнастике, папа Олег Юрьевич – известный тренер по греко-римской борьбе, бабушка Ирина Александровна в детстве перепробовала почти все – от гимнастики до велосипеда, старший брат пошел в папу, занимается борьбой. С гимнастикой меня познакомила именно бабушка. Когда мне не было еще и шести лет, она привела меня в секцию омской областной СДЮШОР. Сначала мама была против занятий спортом. Может, потому что сама долгое время тренировалась, а может, по другой причине. Только спустя несколько лет она не стала противиться моему увлечению, когда поняла, что многое получается.
Канаева тренировалась по выходным вместе с Чащиной, которая взяла шефство над талантливой девочкой. Они и сейчас называют друг друга подругами, несмотря на разницу в возрасте. Можно не сомневаться, что одна из первых SMS-ок с поздравлениями пришла в Пекин от серебряного призера Афин.
После первых успехов дальнейший путь сибирской гимнастки был предопределен. В Москву, а точнее - в Новогорск, к прославленному тренеру Ирине Винер.
- Женя очень трудолюбивая девочка. Ее не выгонишь из зала, если у нее что-то не получается. Но она еще и талантлива. А талант и великий труд делают людей большими. Когда в ее сложные технические элементы вошла душа, они приобрели те неповторимые блеск и почерк, которые и дают ей возможность выигрывать все соревнования, - сразу оценила способности девушки Винер.
Впрочем, тренирует Канаеву не Винер, а Вера Штельбаумс, которая в восторге от своей подопечной. Наставнику, впрочем, приходится не только давать советы Жене на тренировках, но и «отдуваться» за нее на пресс-конференциях. Ведь 18-летняя гимнастка еще не привыкла к столь неожиданному ажиотажу вокруг своего имени и после выступлений предпочитает поскорее отбыть на допинг-контроль, чем проходить экзекуцию диктофонами и объективами камер. Перед камерами Евгения смущается, но на тренировках – она лидер
- Женя - очень общительная девочка. В нашей спортивной школе ее называли мать Тереза, она всегда всем помогала, малышей опекала. В Омске была очень маленькая раздевалка, детишек много, вечно валенки или рукавицы попутают. Женя всегда помогала разобраться, - говорит Штельбаумс. А за пределами зала, Канаева – обычная девушка, без звездных запросов.
- Иногда просто хочу отдохнуть. Вот просто лежу и отсыпаюсь. Сны разные снятся. Кто-то говорит, что срабатывает подсознание, о чем думаешь или говоришь, но сама я к таким трактовкам отношусь спокойно. Люблю вышивать крестиком. У нас бабушка вышивала, и до сих пор вышивки остались. Пока делаю это средне, но хочу научиться вышивать хорошо. Когда есть время – читаю. Стихи люблю. Мне очень нравятся Есенин, Цветаева. Музыку слушаю по настроению, чаще, когда еду в автобусе или лечу в самолете, - рассказала нам олимпийская чемпионка.
- В художественной гимнастике работать нужно над всем. Разглядеть изюминку в совсем маленьких девочках бывает сложно. Ну, прыгают, скачут, а что из них вырастет… Бывает, девчушка – просто чудо, а время идет – и ничего она не показывает. На первых порах Женя ничего выдающегося из себя не представляла, но работала, как проклятая. Ведь на одних природных данных – а без них в секцию художественной гимнастики просто не берут – сейчас уже до высот не дойдешь. С Женей пришлось много поработать над прыжком, - характеризует подопечную Штельбаумс.

Смотрите также: