Мюнхенская трагедия. Как МЮ исчез и возродился

Футболисты МЮ в день катастрофы. © / www.globallookpress.com

6 февраля 1958 года мир лишился целой когорты великих футболистов, игравших за английский «Манчестер Юнайтед». Тогда «красные дьяволы» возвращались в родной город после удачного второго матча четвертьфинала Кубка европейских чемпионов против белградской «Цервены Звезды».

   
   

В то время авиаперелёты относились к категории повышенного риска, но «Юнайтед» вынуждены были воспользоваться именно воздушным судном, чтобы успеть на игру внутреннего первенства. Тогда объёмы топливных баков самолётов не позволяли компании British Airways совершать беспосадочные перелёты на такие расстояния, как рейс Белград – Манчестер. Поэтому, вылетев из Белграда после ничьей 3:3, обеспечившей команде проход в полуфинал, самолёт совершил запланированную посадку в Мюнхене для дозаправки.

Катастрофа

Пилоты дважды пытались поднять в воздух судно, но каждый раз отказывались от попытки из-за повышенных колебаний в одном из двигателей. К моменту, когда пришло время совершить третью попытку, в Мюнхене начался сильнейший снегопад. Но, несмотря на непогоду, капитан самолёта принял решение попытаться-таки поднять машину в воздух. Однако в результате снегопада в конце взлётно-посадочной полосы скопилось большое количество мокрого снега, что и привело к трагедии. Лайнер не смог оторваться от земли, врезался крылом в дом и потерпел крушение.

В результате катастрофы погибло 23 человека из 44, находившихся в тот момент на борту. 21 пассажир погиб на месте и ещё двое скончались в результате полученных травм. Погибли восемь футболистов, трое представителей тренерского штаба, восемь журналистов, два члена экипажа и два сторонних пассажира, летевших вместе с МЮ. Из выживших футболистов в живых сейчас остались лишь трое: легендарный Бобби Чарльтон, Билл Фоулкс и вратарь, помогавший спастись остальным пассажирам после катастрофы, Гарри Грегг.

Главным виновником трагедии был назван капитан самолёта Джейм Тейн, который обвинялся в попытке взлёта в тот момент, когда крылья не до конца были очищены от наледи и снега. Однако свидетели говорили об обратном. Добиться оправдания Тейну удалось лишь спустя десять лет – в 1968 году, когда было доказано, что катастрофа произошла из-за мокрого снега, скопившегося на полосе.

Место катастрофы самолета с футболистами Манчестер Юнайтед Фото: Public Domain

Похожие случаи

Но МЮ – не единственный футбольный клуб, который пострадал в результате авиакатастрофы. Мир помнит множество других трагедий, разыгравшихся в небе.

За девять лет до мюнхенской катастрофы мир потерял одну из величайших итальянских команд в полном составе. 4 мая 1949 года в небе над Турином разбилась местная команда «Торино», возвращавшаяся из Португалии. На тот момент «быки» выиграли четыре чемпионата Италии подряд и шли на первом месте, готовясь праздновать победу и в пятый раз. В знак солидарности все оставшиеся игры в чемпионате соперники провели против «Торино» молодёжными составами. В итоге туринцы всё-таки выиграли «скудетто».

   
   

Не обошлось без авиакатастроф и в истории отечественного футбола. 11 августа 1979 года ташкентский «Пахтакор» отправился в свой последний рейс – на игру чемпионата СССР против минского «Динамо». По трагической случайности Ту-154 с футболистами на борту на высоте 8 400 метров столкнулся с другим судном. Выжить никому не удалось. В оставшихся встречах команда комплектовалась добровольцами из других клубов, а позже был издан указ, гарантировавший «Пахтакору» место в первом дивизионе на ближайшие три года, несмотря на результаты их игр.

Последний подобный случай произошёл с футбольной командой почти двадцать лет назад. 27 апреля 1993 года, возвращаясь после игры за право выступать на Чемпионате мира с национальной командой Сенегала, потерпел крушение самолёт с игроками и тренерами сборной Замбии. Трагедия произошла над морем у берегов Габона. Погибли 18 футболистов.

Смотрите также: