Деньги важнее футбола. Итоги трансферного окна в российской Премьер-лиге

Эсекьель Гарай. © / Алексей Даничев / РИА Новости

В ночь с лета на осень, с 31 августа на 1 сентября, впервые за очень долгое время в России и Европе синхронно закрылось летнее трансферное окно сезона 2016/17. За два месяца торгов российским клубам удалось заработать — разница между суммой потраченных на покупку футболистов денег и полученных в результате выгодных сделок составила 16,1 миллиона евро. И эта сумма ещё увеличится, когда станет известно, сколько «Зенит» получил за продажу Гарая в «Валенсию». Оценочная стоимость футболиста составляет порядка 20 миллионов евро. Как относиться к этой информации?

   
   

Минус футбол, плюс деньги

Первое, что приходит в голову, — радость. Наконец-то российский футбол начал приносить доход! Мы продали футболистов на большую сумму, чем купили. Неужели не к этому надо стремиться? Ведь мы всегда старались равняться на португальский чемпионат, который ежегодно привлекает сотни миллионов евро, продавая молодых португальцев и бразильцев в другие европейские страны, в том числе и в Россию. Это же успех! Российский чемпионат лишь в третий раз за весь XXI век сумел выйти в плюс по итогам трансферного окна. Впервые в этом тысячелетии подобное произошло в далёком сезоне 2000/01 — тогда ещё 21-летний Сергей Игнашевич только перешёл из «Крыльев Советов» в «Локомотив» за 800 тысяч евро. Повторилось это в прошлом сезоне, когда торговля принесла российскому футболу прибыть в размере 48,2 миллиона евро. Да, в этом сезоне мы показали результат в три раза скромнее, но ведь есть ещё и зимнее трансферное окно, чтобы наверстать упущенное.

Однако, поразмыслив, можно прийти к выводу, что так радоваться полученной российскими футбольными клубами выгоде не стоит. Во-первых, это означает, что наш чемпионат начал работать на экспорт и мы лишаемся самых талантливых футболистов, которых покупают иностранные клубы. Посмотрите на тот же самый чемпионат Португалии: если трибуны арен, построенных в чемпионату Европы 2004 года заполняются хотя бы на половину — это уже успех. Никто не хочет смотреть на молодых и перспективных — народу нужны звёзды. Хлеба и зрелищ! Во-вторых, посмотрите, кого мы продали, чтобы заработать: одна только сделка по Халку принесла 50 миллионов. Только за счёт этого Россия и вышла в плюс. А ведь Халка не назовёшь воспитанником российского футбола. Да и продали его не дороже, чем купили в своё время. Может, даже дешевле.

Вот и получается, что российский футбол теряет своих лучших игроков, на замену им покупая тёмных лошадок, футболистов, которые могут и не заиграть, как это бывало в большинстве случаев. Мы отдаём лучшее, получая взамен кота в мешке. Как вы думаете, это идёт на благо футболу? Посмотрите, на чём зарабатывают чемпионаты, за которыми мы все следим по телевизору и в интернете: продажа телевизионных прав, продажа атрибутики, продажа билетов и сезонных абонементов. Ни Англия, ни Германия, ни Италия, ни Испания не зарабатывают на продаже игроков так, как это делают португальцы с голландцами и как хотим это делать мы.

Почему мы сменили курс? Ведь раньше российские клубы тратили на трансферном рынке сотни миллионов евро. Причин тому две. Так даже сразу и не скажешь, какая из них является основной. Первое и самое очевидное — это, конечно, экономический кризис в нашей стране. Первое, на чём начинают экономить крупные компании, — это непрофильные расходы, к которым относится и спорт, будь то собственный клуб или спонсорское соглашение. Второе — финансовый фэир-плей, введённый УЕФА. Согласно его правилам, клуб не может тратить больше, чем зарабатывает. При этом суммы, которые может потратить на команду её владелец, даже через спонсорские контракты между его клубом и его же компаниями, весьма ограничены. Вот и получается, что единственным способом заработать при бедственном положении спонсоров и низкой цене на трансляции является продажа футболистов. Получается порочный круг: кто будет платить за просмотр футбола без звёзд?

Так что радоваться заработку российских клубов на трансферном рынке не стоит. Без серьёзных вливаний огромных средств извне, как это произошло в Англии с покупкой телеправ за миллиарды евро, мы так и продолжим продавать мало-мальски хороших игроков на Запад, пытаясь найти им замену.

Самые-самые

Теперь предлагаем слегка отойти от этой философско-экономической темы и с точки зрения математики подвести итоги очередного летнего трансферного окна в Российской футбольной Премьер-лиге.

   
   

Самым дорогим проданным игроком, как мы уже упоминали, стал 29-летний бразильский нападающий питерского «Зенита» Халк. Ни клуб, ни футболист не смогли ответить отказом на щедрое предложение китайской команды СИПГ из Шанхая. Бюджет сине-бело-голубых в обмен на трансферный лист игрока пополнился 55,8 миллиона евро, а личный счёт Халка отныне каждый год будет расти примерно на 20 миллионов евро — одна из самых высоких зарплат в истории мирового футбола. Вторым после Халка стал ещё один футболист «Зенита» — аргентинский защитник Эсекьель Гарай, которого, по неофициальным данным, «Валенсия» приобрела за 20 миллионов евро. Третьей продажей лета стал нападающий московского ЦСКА Ахмед Муса — капитан сборной Нигерии перебрался в английский «Лестер» за 19,5 миллионов евро.

Самой дорогой покупкой в это межсезонье в российском чемпионате стал бразильский опорный полузащитник Фернанду, перешедший из итальянской «Сампдории» в стан московского «Спартака». Сумма отступных за этого футболиста составила 12,5 миллионов евро — одна из самых больших трат в истории красно-белого клуба. Дальше идут сразу три футболиста, которые обошлись своим новым российским клубам в 10 миллионов евро каждый. Двое из них, кстати, принадлежат казанскому «Рубину», строящему новую команду: испанский оттянутый форвард Рубен Рочина, пришедший к нам в чемпионат из «Гранады»; а также бельгиец Максим Лестьен, решивший немного поиграть в футбол после своего недолгого вояжа в катарский «Аль-Араби». Третий — центральный защитник сборной России Иван Новосельцев, который променял свой почти родной «Ростов» и Лигу чемпионов на питерский «Зенит» и Лигу Европы.

Главным растратчиком этого сезона, на удивление, оказался казанский «Рубин»: в общей сложности гранатовые приобрели футболистов на 39,7 миллиона евро. Вторым по этому показателю идёт питерский «Зенит» — пришедшие в клуб игроки обошлись бюджету команды в 20,5 миллионов евро. Третью строчку уверенно удерживает московский «Спартак», потративший на усиление 16 миллионов евро.

Правда, в отличие от своих конкурентов, «Зенит» с лихвой покрыл затраты продажами футболистов. Если, дожидаясь более официальной информации, предположить, что Гарая сине-бело-голубые и правда продали за 20 миллионов евро, то в общей сложности в копилку бронзовых призёров чемпионата России упало 79,8 миллиона евро. Вторым по этому показателю оказался чемпионский ЦСКА, сумевший распродать футболистов на сумму в 20,5 миллионов евро. Третьим идёт «серебряный» «Ростов». Южане на продажах смогли заработать 16,5 миллионов евро.