«Парни со двора»
У Сергея Гаврилова небольшой рост и щуплая комплекция, при разговоре он заметно заикается. Месяц назад он приехал в Москву из Санкт-Петербурга. Специально, чтобы играть за «ШКИД» в четвёртом дивизионе первенства России по футболу. Временно он живёт в детской деревне SOS в подмосковном Томилино. Футбольный опыт он уже успел получить, когда играл за город Волхов, но признаётся, что хотел бы добиться большего. «Посмотрим, что получится», — говорит юноша корреспонденту АиФ.ru. Всего в команде играет 31 человек в возрасте от 16 (таких большинство) и старше (таких 5–7).
Николя Николасович Зуманиги, он же «Николай Николаевич», он же «Батя» — настоящее «чёрное золото» команды. Выходец из Франции, проживающий в подмосковных Мытищах и закончивший здесь школу, говорит без акцента. О том, что 21-летний «легионер», чем-то напоминающий по манере игры защитника московского «Динамо» и национальной сборной Конго Кристофера Самбу, на самом деле не является детдомовцем, в команде узнали не сразу. Через пару месяцев тренировок и игр выяснилось, что у Николя есть и папа, и мама, а также много братьев и сестёр. Разумеется, никто из команды прогонять его не стал, тем более что под «легионера» специально держали место в составе и заявили его не так давно, на что пришлось получать у Лиги специальное разрешение.
«В душу никому не лезу, — говорит по этому поводу тренер Александр Красноперов (он всего лишь на пару лет старше большинства игроков команды). — Если хотят поговорить, то разговариваем. Прежде всего, я стараюсь относиться к ним ко всем, как к футболистам, без снисходительности и поблажек. Всё, как с обычными ребятами в других командах».
Позицию о том, что с личной жизнью игроков надо обращаться осторожно, поддерживает замдиректора клуба Михаил Нерсесов. «Конечно, мы просим справки из детдомов, пытаемся разговаривать, но «ШКИДовцы» достаточно закрытые люди», — говорит Михаил и отмечает, что сейчас в команде ищут спортивного психолога, чтобы поддерживать позитивную атмосферу.
Это наша команда
С момента первого собрания игроков и тренерского коллектива 1 апреля 2013 года прошло полгода. Обкатался состав, утвердилось место в турнирной таблице, появились первые поклонники. Пережила команда и громкие победы (4:0 над ФК «Ника» и 12:0 над столичной «Русью») и обидные поражения. Сейчас режим тренировок и вовсе сравним с профессиональными клубами. В понедельник, вторник, четверг и пятницу бывшие детдомовцы приезжают к семи часам в академию «Спартака», кто после работы, кто после учёбы. Игры проходят в выходные.
Домашние матчи клуб проводит здесь же, но бывают и исключения. С манежами и полями в столице беда, отмечают в руководстве клуба и жалуются, что большая часть бюджета — а это пять миллионов рублей — уходит на аренду полей. Финансирует проект глава банковского холдинга Республиканской финансовой корпорации Александр Мальчевский. Помогает ему муниципальный депутат Максим Мотин. Последнему не привыкать работать в футбольной среде. В своё время он сотрудничал с Торпедо-ЗИЛ, ФК «Москва» и руководил детской Академией футбола «Локомотив».
«Того, что я видел в первой игре, когда игроки двигались сами по себе, давно нет, — рассказывает заместитель директора клуба Михаил Нерсесов. — Сейчас же появились и «стеночки», и «забегания». Главное, чтобы команда не надломилась психологически. Ребята играют, стараются, создают много моментов. Но вот реализация пока хромает. Психолог поможет решить эту проблему».
«Поймите, что после выпуска из детских домов у них есть многое, квартиры от государства, какие-то деньги, — продолжает Михаил. — Но вот ориентироваться и решать проблемы самостоятельно не умеют. А мы помогаем — даём удочку и учим ловить рыбу».
Говорить о том, что «ШКИД» — единственная в своём роде российская команда, — преувеличение. Так, например, в Красноярске есть ФК «Тотем». Клуб существует вот уже 7 лет и в 2012 году выиграл юношеский чемпионат Европы среди детдомовцев, проходивший в Варшаве. Эмблемой «Тотема», как и «ШКИДа», служит чёрная кошка. Жалостливую песню в легендарном кинофильме о жизни подростков в послереволюционном Санкт-Петербурге «Республика ШКИД» про животное с «четырьмя ногами и длинным хвостом» исполнял советский актёр Александр Кавалеров.
Правда, в команде, имя которой заимствовано из произведения, о фильме и книге Леонида Пантелеева слышали далеко не все игроки. Но то, что все они выходят на игры заряженными на победу, по словам тренера команды и её «фаната № 1» Александра Красноперова, «видно невооружённым глазом». Александр рассказывает, что основная задача, которая стояла перед ним, — просто научить ребят футболу. «Не хотелось, чтобы мы были мальчиками для битья», — говорит он. По словам Красноперова, на предложение возглавить «ШКИД» он согласился, не раздумывая.
«Футбольная жизнь как у игрока не сложилась, а вот тренерская, тьфу-тьфу, более-менее, — улыбается экс-тренер столичного «Строгино». — На фоне других ребят в лиге (играют в дивизионе «Москва», в основном, различные ДЮСШ — прим. ред) они мало в чем уступают. Футбольных определённых качеств многим не хватает, есть проблемы с базовой техникой. Но такие моменты надо было ставить в 7–9 лет, а у нас в стране с тренерами для детей, тем более, из детдомов, проблемы.
«Конечно, как и для любого человека, который связан с футболом, для меня это больше, чем жизнь, — говорит Александр. — Прихожу с футбола — анализирую тренировки. Смотрю футбол, встаю утром и готовлю тренировку на следующий день. Все дни посвящаю семье и футболу». Красноперов называет себя «счастливым человеком» и уверяет, что «буквально бежит на работу».
На групповой фотографии «ШКИДа» молодые футболисты улыбаются и держат в руках листы бумаги с буквами. «С днём рождения!!!» — гласит надпись. Таким постером с командным поздравлением и волевой победой над столичными «Крыльями Советов» «ШКИД» поздравил с тридцатилетием своего генерального директора Максима Мотина.
«Адаптация бывших детдомовцев — это очень и очень серьёзная проблема, — рассказывает Мотин корреспонденту АиФ.ru. — Больше 80 % выпускников попадают в тюрьмы, умирают, становятся наркоманами и алкоголиками. «ШКИД» — не только футбольный проект, но и социальный. В первую очередь, даже второе».
За примерами далеко ходить не надо. «Многие после ухода из детского дома не знают, что дальше делать, и начинают пить», — говорит лучший бомбардир команды Стас Воеводин. Молодой человек не принимает участия в тренировке, так как получил травму, но всё равно приходит поддержать своих одноклубников. От Стаса родители отказались ещё при рождении, но, когда парень стал взрослым, он нашёл свою мать и теперь помогает ей финансово. Правда, вопросы про отца, пока не задаёт. «Спорт помог мне адаптироваться к происходящему», — уверяет Стас.
Левый полузащитник «ШКИДа» Александр Икрам обладает фирменным ударом и модной чёлкой. Хавбек не так давно получил персональный мастер-класс у игрока сборной России из махачкалинского «Анжи» Андрея Ещенко. О проблемах интернатов Ещенко знает не понаслышке. У футбольной звезды родители погибли в автокатастрофе, после чего он жил в интернате. Осенью 2012 Ещенко дебютировал в сборной, а через несколько месяцев перешёл в «Анжи», который заплатил за него 1 миллион евро. Повторить судьбу Ещенко Икрам способен, если воспользуется полученными знаниями по назначению.
История Икрама не менее драматична, чем у других «ШКИДовцев». В шесть лет он оказался в больнице, оттуда его направили в приют. Своё настоящее имя, национальность и прочие детали биографии он не помнит. Мальчик успел рассказать врачам, что его украли у родителей и заставляли просить милостыню. Год рождения вычислили врачи, дату поставили наугад, нарекли Александром. Теперь он учится в университете, потихоньку обживает квартиру, полученную от государства, и снимает стресс игрой в футбол. Сокомандники отмечают, что Александр — человек добрый и общительный. «Вот только тренировки может проспать, даже если они в семь вечера», — строго замечает Красноперов.
Не за зарплату, а за идею
Зарплат у игроков «ШКИДа» нет, но за победы в играх назначены премиальные. Но, как признаются сами игроки, деньги решают не многое. Более того, есть в клубе и люди со стабильной неплохой зарплатой — они реализуют в команде, прежде всего, коммуникационные и личностные задачи. Профессиональный рост также возможен. Через пару лет при удачном стечении обстоятельств игрок «ШКИДа» может перейти и в профессиональные клубы из лиг повыше, а там уже появляются и контракты с зарплатами. Отсутствие закреплённых на бумаге договорённостей — ещё одна сложность. Требовать с игроков, как с профессионалов, исполнять контрактные обязательства тренерский штаб не может. Приходится вести работу через личные беседы и командную дисциплину.
Главный спонсор команды — болельщик московского «Cпартака» (отсюда и основные цвета команды, и мастер-классы «ШКИДовцам» от звёзд «красно-белых») Александр Мальчевский — не исключает, что в будущем «ШКИД» станет несколько большим, чем клуб для избранных. Центром, объединяющим игроков, фанатов, болельщиков. В качестве примера Мальчевский приводит испанский «Атлетик Бильбао», который формируется только из басков.
Южно-европейская команда известна ещё и своей жёсткой дисциплиной. С этим пунктом, по словам Красноперова, у его подопечных глобальных проблем нет. «Бывает, конечно, что прихрамывает», — признаётся он и сожалеет, что не может искоренить мат на тренировках до конца, но всё же определённых успехов Красноперов добился. «Зайдёте на тренировку других команд, так у вас уши завянут, а у нас есть прогресс», — шутят в команде.
«Часто ребята надевают на тренировки свои вещи, а не положенную экипировку, — говорит тренер. — Понимаю. Они ещё молодые, охота покрасоваться. Считают, что нужно носить то, что им, на их взгляд, идёт, но это мелочи. В общем, есть к чему стремиться». В этот момент кто-то из игроков неловко падает и чуть слышно произносит пару крепких фраз. Тренер смотрит с осуждением: «В целом, я терпеть не могу, когда люди сквернословят».
После разминки с мячом, пробежек и отработки ударов команда делится на два состава — первый надевает красные манишки, второй — синие. Тренер судит. «Понимаю, что вам будет сложно, но обещаю, что если будете лететь с крупным счётом, то зайду за вас», — говорит «Виталич» «красным». Дело в том, что, согласно жребию, в синем выступают игроки основного состава, правда, вратарская линия у «красных» сильнее. Место в рамке занимает тренер вратарей. Помогает это слабо. В упорной борьбе «синие» побеждают со счётом 3:1. Звучит свисток.
«Если посмотреть хотя бы одну нашу игру, то заметно, что, может быть, ребятам не хватает мастерства, — говорит корреспонденту АиФ.ru Красноперов. — Но желание превосходит всех конкурентов. Они горят… Слова для меня не так важны, как поступки. По поступкам я вижу… как они расстраиваются, когда проигрывают. Им неприятно подводить тренера. Было и такое, когда некоторые ребята извинялись, говорили, что плохо сыграли».
Тренировка закончена, но начальник команды Максим, замдиректора Михаил и простой игрок Сергей не спешат уходить. Петербуржец встаёт на ворота, а москвичи наносят один за другим удары. «Представим, что мы «Спартак», а ты „Зенит“», — намекает Максим на недавний красочный матч в исполнении лидеров таблицы РФПЛ на стадионе «Петровский».
«Я очень хочу играть, хоть в «Спартаке», хоть в «Амкаре», — говорит Сергей. — Главное, чтобы в Премьер-Лиге». Руководство команды, в свою очередь, ставит перед собой более реальные цели. «Мы выиграем эту лигу, в этом году нет, но в следующем обязательно», — говорит замдиректора.
Смотрите также:
- Борис Роттенберг: «Дам Черчесову номер Петреску, чтобы они пообщались» →
- Тренер питерского клуба Милош Ржига - о менталитете наших хоккеистов →
- Денис Бояринцев: «Гол в ворота „Спартака“ обязательно отметил бы» →