Президентом клуба назначен миллиардер, известный спортивный, политический и общественный деятель Борис Ротенберг. Вместе с братом Аркадием они создали большое количество различных проектов в спорте, политике и бизнесе. Кроме того, они известны как люди, приближённые к главе государства Владимиру Путину.
Для московского «Динамо» (прежде всего футбольного) приход Ротенберга, о котором все говорили достаточно давно, может стать по настоящему мессианским. Футбольные бело-голубые, в отличие от бело-голубых хоккейных, являются, пожалуй, самым невезучим клубом страны. Из числа его грандов, разумеется, которые не могут одолеть чемпионское препятствие аж с 70-х годов прошлого века.
Динамовцы сумели добится за всю современную историю всего лишь серебра 1994 года и Кубка 1995 года. Фирменным знаком именитейшего советского клуба в современной истории стало большое авансирование успеха в преддверии старта любого чемпионата и фирменный же провал на финише, если к тому моменту команда и сама прочно не увязала в подвале турнирной таблице. При этом по финансовому обеспечению, по кадрам, по вниманию к команде и наверху спорта, и в политическом поле, и среди болельщиков «Динамо» всегда стояло довольно высоко.
Но кто бы ни приходил в команду на руководящий мостик: Николай Толстых, Дмитрий Иванов, Василий Титов — или на тренерскую скамейку: тут стоит вспомнить и Романцева, и Кобелева, да и Петреску тоже — все потом оказывались в роли проклинаемых и непонятых всё более редеющими трибунами.
Какие бы высокооплачиваемые или маститые игроки ни выступали за команду, ничего, кроме шишек, здесь они себе не набивали. Каких бы молодых игроков ни раскрывала школа клуба — вот последние открытия: Смолов, Кокорин, Соловьев, — они, раскрывшись, непременно старались уйти из альма-матер.
Тотальная непруха XX века вяло перетекла в тотальные неудачи и ожидания века XXI.
В чём причина погружения «Динамо» в огромную криогенную ванну современности, гадают не только специалисты и болельщики, но и психологи, энергеты и разве что не шаманы.
Бесконечная тренерская и игроцкая чехарда, очевидно, является следствием отсутствия системности и управляемости проекта.
Наличие «людей в погонах» у руля управления командой, с одной стороны, логично, клуб ведь вроде бы как ведомственный, а с другой — в современном мире управлять современным бизнесом можно только современным людям. И если они не современные, как Гинер, Галицкий или Карпин или, к примеру, недооценённый современниками экс-руководитель «Жемчужины» (Сочи) Максим Уваров, так хотя бы человек, искренне влюблённый в футбол, такой как самарско-мордовский губернатор Меркушкин или авторитарный президент «Урала» Григорий Иванов.
И ведь нельзя сказать, что руководители «Динамо» не любили клуб. Но ведь часто было так, что им приказали полюбить «Динамо» в силу служебного положения, а футбол, как и женщина, требует настоящей любви; как настоящая женщина, он мстит, если с ним были неискренни или изменяли.
И вот ведь в чём штука. Представителей силовых структур в клубе было ведь ещё и несколько. И разные центры принятия решения в одном взятом клубе, всего лишь в масштабе одного офиса, тормозили все инициативы и позитивы. Какими бы ни были состоятельными эти руководители, умными и продвинутыми в футболе, всё в итоге утыкалось в огромный ахтунг на финише любого турнира, так, как это произошло в сезоне ЧР 2012/2013.
Причём это происходило не только на футбольном поле, но и на трибунах (вспомним разборки с фанатами на базе, стрельбу по игрокам из пейнтбольных ружей и изгнание из клуба болельщиков легендарного Каманчи, Саши Шпрыгина, создавшего этот КБ) и даже в деле большого строительства. ВТБ не только затормозил строительство нового стадиона, но и уступил право проведения игр будущего Чемпионата мира 2018 конкурентной арене «Спартака».
Разумеется, присутствовала и кармическо-энергетическая версия, уходящая своими корнями в историю команды. Вспоминали дух Феликса Дзержинского, Лаврентия Берии, которые были так или иначе причастны к команде. Мол, душегубы и всё такое. Хотя никто не задумывался, что именно благодаря Лаврентию Павловичу в СССР была построена вся наука, индустриализация, да и москвичам было неплохо подумать, благодаря кому мы передвигаемся на метро. Что, конечно, не отменяет вопроса о репрессиях и роли НКВД в жизни советского общества.
Карму надо чистить «Динамо», говорил я не раз, карму. Какие обряды для этого надо проводить, я точно не знаю. А может, и поможет просто эффективный собственник.
Ведь именно так произошло с ЦСКА, все 90-е, за исключением 1991 года, бултыхавшимся на самом дне российского футбола, пока на капитанский мостик не заступил гениальный Евгений Гинер.
Я не уверен, что Борис Ротенберг и будет именно тем Гинером для московского «Динамо». Но и не исключаю того. Хотя бы потому, что при всём хитросплетении интриг вокруг команды, этот самодостаточный и влиятельный господин будет озираться только сам на себя. И люди в погонах или без погон вряд ли смогут приказать или указать ему, что надо непременно именно завтра продать нового Кокорина.
Не будем далеко загадывать, время подскажет. Но то, что корабль должен находиться не в руках консорциума капитанов, а у одного капитана — ясно как божий день.
Пожелаю динамовским болельщикам воспрять от всего ужаса, который происходит с клубом, а всем остальным нам — ждать, что из этой перестановки случится!
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Вкалывай за «ромбик»: как устроиться на работу в любимый футбольный клуб →
- Перевели «стрелку»: «Зенит» и 7 самых необычных эмблем футбольных клубов →
- Андрей Малосолов: Войны вокруг звезд →