Вначале на набережной красовалось граффити с прославлением Спартака. Потом армейские художники перекрасили надпись, обозначив в композиции дружеский союз красно-синих с польским Видзевом, кстати, красно-белым. В ответ, в одну из ночей, спартаковская группа вернула стене прежний облик. В ответ, армейцы…. Короче, триллер с граффити – войной дотянулся уже до шестой части и, похоже, на этом пока не собираются останавливаться. Народ на Коломенской каждый раз дивится экспрессивности композиций и оперативности ее перепроизводства.
Кто-то наполняет фотографиями стены интернет ресурсов, кто-то ждет, что от краски стороны перейдут к делу, а кто то считает, что война краски и баллончиков является апофеозом состояния нынешнего фанатского движения.
Фанатский фристайл, так это явление обозначается в самой субкультуре болельщиков, конечно, не новое явление.
Уже в конце 70-х каждый движ имел свой фирменный стиль в настенной сфере. Как правило, это была одна буква, заглавная, в названии любимого клуба. С, Т, Л, Д, причем, литера Д московского и киевского Динамо всегда узнаваемо различалась. Где то были две буквы – МХ, Металлиста Харьков, ЧТ, Трактор Челябинск или АС, Автомобилист Свердловск. Фанаты Зенита и Днепра рисовали на стенах свои фирменные стрелки, а армейцы – лесенку из четырех букв и звезду. Литеры заключались в ромбики, треугольники, щиты, круги и т.д. Короче, каждое движение имело всегда своей целью пометить территорию, которую посещал, будь то стадион, улицы городов или стены известной на весь Союз трикотажной фабрики в Михнево, где вязали полосатые фанатские шарфы (розы) и свитера (зебры и пульсера). Так что не одна банда «Черная кошка» оставляла свои рисунки углем или бычком на стенах магазинов, что «имела честь ограбить».
Обозначение себя с помощью наскальных рисунков, не только достижение пещерных людей, но и многих субкультур всего современного мира. Фанаты использовали свое творчество на стенах и одиночно, и в составе организованных групп. В 80-е деятельность спартаковского фанатского движения по разрисовке городов была столь заметна, что после знаменитых акций тогдашнего их лидера Рифата, после которых половина Москвы было закрашено ромбами, появился не менее знаменитый сюжет в детской юмористической передаче «Ералаш».
Борьба властей с настенной живописью никаких плодов не давала, ибо на производство записей уходило от 5 секунд, до 10 минут.
Плохо это или хорошо, но граффити болельщиков являются неотъемлемой частью футбола. Другое дело, насколько художественны те или иные «художества». В шестой части Коломенской истории на стене появился уже мат, что несомненно общую эстетику портит. Однако фанатские граффити зачастую более осмысленны и красивы, чем граффити простых уличных граффитчиков, малюющих заборы почем зря надписями, являющимися внутренними темами разных движений. Зачастую попадаются настоящие произведения искусств, как армейское граффити на Речном вокзале, торпедовская «Стена на Автозаводской», рисунки фанатов «Локомотива» или «Спартака».
Современный фанатизм куда менее радикален в публичном пространстве. Околофутбольные фирмы решают свои вопросы в лесах и неприметных для постороннего глаза местах, оставляя трибунам красочные перфомансы, ультрас культуру, направленную прежде всего на поддержку команды. «Баннерные» и «настенные» войны сейчас (не знаю, надолго ли) являются главным атрибутом публичной агрессии, присущей в принципе фанатам всего мира.
Многие уже свыклись с мыслью о том, что придя в день дерби на стадион, можно обнаружить массу нового о себе, своей команде и своем секторе, на близлежащих стенах. Высшим балом считается исправление вражеского граффити прямо в тот же день или ночь.
Баннеры и граффити появляются по пути следования автобусов или поездов соперников, на мостах, на стенах. Питерские парни уже привыкли к таким утренним приветствиям, въезжая в Москву.
Жертвой остроумных или очень недобрых граффити в прошлом году стали болельщики «Анжи», которых встречали так чуть ли не в каждом городе.
Прошлый год ознаменовался заборной войной «Локомотива» и «Торпедо», а также появлением таинственной бригады динамовских художников «Батальони», кошмаривших все святые места «Спартака» и «Зенита».
Отличились и фаны ЦСКА. Их объектами арт-глумления стали строящийся стадион «Спартака», который с помощью баннера мстителей превратился в «огромный гей-клуб», а также офис болельщиков красно-белых, который завалили конским навозом. Впрочем, спартаковские граффитчики и ультрас не отставали и создавали в городе не менее масштабные и глумливые перформансы.
Читатель моего блога тут перекрестится и скажет: что за чушь вы тут несете, граффити, шмафити, вам делать, что ли тут нечего?!
Но разве для обывателя плохо, что легендарные разборки фанатов переместились на стены, а не сопровождаются побоищами где только можно и нельзя? Это для обывателя, наверное, не так уж и плохо. И для участкового, и для отдела по работе с фанатскими объединениями ГУВД тоже.
«Коломенская Стена», другое дело, вызвала взрыв полемики в самой фанатской среде. Что-то из разряда: а вот раньше, за такие проделки немедленно состав на состав выходил, окропляя снежок далеко не краской, но красненьким.
Нынешние топ-фирмы фанатов стали заложниками многих факторов, почему происходит «не так как раньше, по олсдкулу». Это и повышенное внимание правоохранителей (хотя когда его не было то?), и некая апатия и усредненность среды, и прекрасная физическая форма бойцов, занимающихся единоборствами – любой стык может привести к огромному количеству серьезных травм. Считается, что в нынешней субкультуре ощущается недостаток идеологии, плюс очевидно, что идет предупредительная полемика власти с любыми радикальными спектрами страны, с кем-то более ласковая, с кем-то более жесткая.
Поэтому фанатский фристайл остается одним из тех элементов публичной системы отношений внутри среды, который просто стал данностью.
Ну а многие закупили попкорн и ждут, чем закончится арт-побоище на Коломенской.
Андрей Малосолов, Бывший глава пресс-службы Российского футбольного союза, журналист, блоггер, ведущий передачи «ФанZона». |
Смотрите также:
- Зажечь не по-детски. Фанатские перфомансы как часть игры →
- Андрей Малосолов: Значение символов →
- Андрей Малосолов: Мы его теряем →