«Москвичам сложно себе представить жизнь без электронных услуг, школьникам и родителям — без электронного дневника, «Московской электронной школы», посетителям поликлиник и больниц — без работы ЕМИАС, пассажирам общественного транспорта — без «Тройки», без электронных билетов, — говорит мэр Москвы Сергей Собянин. — Люди контролируют работу городского хозяйства при помощи таких сервисов, как «Активный гражданин», «Наш город».
Чтобы москвичи могли получать множество услуг дистанционно и за пару минут, потребовалось проделать титаническую работу. Сколько же времени потратила столица на «оцифровку»? До 2011 года создали базовую инфраструктуру электронного мегаполиса, локальные сети, провели компьютеризацию органов власти. Тогда широкополосный доступ в Интернет имели только 23% домохозяйств, мобильным Интернетом пользовались лишь 1,7 млн человек. В 2012 году появилась программа «Информационный город», и к концу 2017 года в электронный вид перевели более 200 услуг и сервисов, создали единый портал mos.ru и другие централизованные системы (см. инфографику). Сегодня в 90% столичных квартир проведён быстрый Интернет, у 80% москвичей есть компьютеры и гаджеты с возможностью мобильного доступа в Сеть, который обходится им в 5 раз дешевле, чем, например, жителям Нью-Йорка.
Даже в такой консервативной сфере, как ЖКХ, переходят на «цифру». Компьютеры ловят все передвижения уборочной техники, а в 500 квартирах уже идёт апробация оборудования, которое автоматически передаёт данные с индивидуальных приборов учёта. Практически все многоквартирные дома подключены к единой диспетчерской. Это нововведение помогает не только жильцам. (Потерять заявку теперь невозможно. Кроме того, потребители имеют возможность оценить качество услуг.) Общий электронный журнал облегчил работу и тех, кто решает возникающие проблемы. «Это очень удобно — в режиме реального времени отслеживать заявки и их выполнение нашими сотрудниками, — говорит главный инженер управляющей компании „3 см“ Михаил Сентюрихин. — Ещё один неоспоримый плюс: можно тут же поднять архив обращений по каждой квартире». Кстати, в текущем году город обещает запустить систему адресного оповещения в системе ЖКХ. Если в доме, к примеру, сломался лифт или отключили горячую воду, жильцы оперативно узнают об этом с помощью электронных средств связи, как и о том, что делается для решения проблемы.
«Мы достигли многого, но нужно выходить на новый уровень развития, — уверен Сергей Собянин. — Сегодня можно говорить не об отдельных услугах, а о создании комплексной программы „Умный город“, которая бы охватывала все стороны жизни».
Цель программы — удобная, доступная и персонифицированная виртуальная среда для москвичей. «Современному жителю мегаполиса необходимо действовать быстро, иметь время для жизни, семьи и нового опыта, — подтверждает директор по развитию бизнеса исследовательской компании GfK Екатерина Степанюк. — Электронные услуги освобождают их от рутины».
А ещё «Умный город» должен повысить эффективность городского управления за счёт внедрения искусственного интеллекта. «Мы уже используем искусственный интеллект, — объясняет руководитель столичного Департамента информационных технологий Артём Ермолаев. — В образовании — с помощью „Московской электронной школы“ (МЭШ), которая стала базисом для федерального проекта „Российская электронная школа“. Через год мы начнём открывать доступ к МЭШ для всех регионов. Что касается медицины, то уже сейчас используется технология „Цифровое зрение“. Она применяется для ранней диагностики серьёзных заболеваний и повышает точность ранней диагностики рака и выявления риска возникновения инсульта на 15%. Мы получили обращения от целого ряда международных институтов, включая Массачусетский технологический институт, который просит поделиться опытом, потому что такого нет ни у кого в мире».
Вот так незаметно фантастическое и далёкое будущее становится настоящим. В данном случае — программой «Умный город».