Вам когда-нибудь доводилось наблюдать за реакцией обычного человека на тот факт, что компьютер понимает человеческую речь? Так вот, я поделюсь с вами своими наблюдениями. Реакция эта варьируется в очень узком диапазоне: от «удивлённо-радостной» до «восторженной». Что вполне объяснимо, ведь человеческая речь для нас самый естественный способ коммуникации, именно поэтому способность машины понять наш язык рождает в человеке столь позитивный отклик.
Потребность в языковом понимании существует чуть ли не с момента появления первого компьютера. Многие из нас грезили мечтами: вот я сейчас произнесу свою команду, а компьютер поймёт меня с полуслова и выполнит её. Почему же всё эти с виду очень простые мечты до недавнего времени оставались не реализованными?
В основе языковых коммуникаций между машиной и человеком лежат технологии голосового распознавания. Но что такое технология без конкретного применения? Пока не найден способ превратить её в готовый рыночный продукт с понятными потребительскими свойствами и прозрачной моделью монетизации, любая суперсовременная технология так и останется лишь дорогой игрушкой для разработчиков.
На прошедшей неделе мы стали свидетелями кардинального изменения ситуации. Свидетелями того, что технология голосового распознавания успешно трансформировалась в продукт массового потребления: голосовой поиск. Несомненно, что инициатором мощного всплеска интереса широкой публики к голосовому распознаванию стала компания Google, которая 22 сентября презентовала свою русскоязычную версию голосового поиска.
Отрадно то, что Google, взяв на себя роль «паровоза», не стала монополистом в голосовом поиске, ведь на рынке России можно воспользоваться ещё двумя отечественными продуктами: голосовым поиском в «Мобильных Яндекс.Картах» и голосовым поисковиком в системе «Самый Нужный ТЕЛЕФОН». Хотите знать, чем они похожи и чем отличаются по своим потребительским свойствам? Пожалуйста.
Голосовой поиск Google
В точном соответствии со своей политикой «всё делать самостоятельно», Google разработала свою собственную технологию голосового распознавания. Огромный плюс этой технологии в том, что чисто технически она обладает потенциалом переводить весь объём произнесённого голосового потока в текст. Несомненно, что подобная задача по силам лишь такому гиганту, обладающему необходимыми финансовыми и технологическими ресурсами.
Сейчас же Google предлагает решение, которое представляет собой, по сути, новый вариант интерфейса доступа к её интернет-поисковику. Конечно, такой ход выглядит вполне оправданным. Основу бизнеса Google составляет поиск в интернете, аудитория пользователей мобильного интернета неуклонно растёт, набирать текст поискового запроса с клавиатуры смартфона явно не удобно, резонно дать пользователю возможность проговорить свой запрос и получить на него ответ, не уступающий по качеству поиску на обычном персональном компьютере.
Как это работает? Достаточно просто: вы активируете специальное приложение и произносите свой запрос, который отправляется на сервера Google для обработки, где распознаётся и на экране своего смартфона вы можете лицезреть привычную поисковую выдачу. Удобно ли это? Несомненно! Правда, минусы в этом решении тоже присутствуют.
_
Во-первых, вы должны иметь iPhone, NokiaS60 или смартфон на платформе Android, на который нужно скачать и установить соответствующее приложение Google. Во-вторых, вы должны иметь хороший интернет-канал со скоростью передачи данных превышающей требования к каналу VoIP. Если помечтать о безлимитном, дешёвом и скоростном мобильном интернете и поголовном проникновении продвинутых смартфонов в массы, то лучшего решения не сыскать, но мне пришлось сокрушаться, что за три дня тестирования мой GT-I5500 с красивой надписью «with Google» на задней крышке съедал по 500 руб. ежедневно.
Голосовой поиск «Яндекса»
«Яндекс» публично ещё не презентовал свой голосовой поиск, поэтому официальные данные о нём отсутствуют. Но голосовой продукт уже на рынке в режиме альфа-версии, поэтому есть возможность изучить его пользовательские характеристики. Судя по всему, «Яндекс» не стал замахиваться на речевое распознавание и в своём голосовом поиске применяет готовое технологическое решение, я думаю, что от питерских разработчиков. Согласитесь, нам с вами не важно, чья это разработка, если на практике всё выглядит одинаково. Но здесь различия присутствуют и они принципиальные. Используя голосовой поиск от «Яндекса» вы должны произнести конкретный запрос (по сути одно слово), например «заправка» или «банкомат». Именно такое слово, распознанное внутри приложения «Мобильные Яндекс.Карты», позволит вам увидеть на экране своего смартфона маркеры соответствующих объектов и выбрать из них близлежащие к вашему текущему местоположению.
К сожалению, такое приложение с голосовым поиском доступно пока лишь пользователям смартфонов на платформе Symbian. Вряд ли можно назвать удачным решение с необходимостью «удерживать кнопку вызова» в момент произнесения голосового запроса, но главное, что «Мобильные Яндекс.Карты» дополнены новым полезным функционалом. Отрадно и то, что интернет-трафик, необходимый для работы этого узкоспециализированного функционала, не столь внушителен, а значит и дешевле в сравнении с полномасштабным голосовым поиском Google. В СМИ периодически появляются сообщения о том, что «Яндекс» готовит вариант полноценного голосового интерфейса к своему поисковику, поэтому не исключено, что в скором времени в своих смартфонах мы сможем полюбоваться «поисковой выдачей Яндекса», полученной по голосовому запросу.
«Самый Нужный ТЕЛЕФОН»
Теперь повнимательнее рассмотрим «тёмную лошадку», затесавшуюся в команду из двух признанных монстров. Что такое «Самый Нужный ТЕЛЕФОН»? Основное отличие этого варианта голосового поиска заключается в том, что для его использования не требуется ни наличие смартфона, ни установка приложения, ни подключение к интернет-каналу. Сервис доступен с обычного телефона, мобильного или стационарного, нужно лишь позвонить на бесплатный номер 8-800-555-444-8. Произносить свой поисковый запрос можно в свободной форме, главное, чтобы в нём содержалась ключевая фраза, обозначающая интересующую вас услугу (или товар), например «такси в аэропорт» или «ремонт ноутбуков». Бесплатность и простота, это, конечно, большой плюс, но что же вы получите в итоге? В качестве результата голосового поиска вы не получите список на экране телефона или маркеры на карте, вас будут прямо по телефону соединять с поставщиками услуг в любом указанном вами городе России, а дальше с этими поставщиками вы можете непосредственно обсуждать условия покупки того, что вас интересует.
Во всех трёх описанных случаях голосовой поиск пока ещё не гарантирован от ошибок распознавания и, возможно, свой запрос вам придётся пару раз повторить. Но это лишь досадные мелочи на пути технического прогресса, ведь уже прямо сейчас, в любом месте и в любое время вы можете, произнеся свой запрос голосом, получить «поисковую выдачу» от Google, маркеры объектов на карте от «Яндекс» или бесплатное телефонное соединение с поставщиком интересующих вас услуг в системе «Самый Нужный ТЕЛЕФОН».
Смотрите также:
- Тим Бернерс-Ли, «отец» Интернета, о пользе информации, которую хранят социальные сети →
- «Отправьте SMS для разблокировки»: как бороться с троянами-вымогателями →
- Chrome: хорош ли новый браузер от Google? →