Два капитана
Рядом с первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией (ПАТЭС), о которой мы писали в прошлом номере («АиФ» № 38 «Куда поплывёт энергоблок?»), на Балтийском заводе судостроения в Санкт-Петербурге стоит атомный ледокол «Арктика» — в июне его спустили со стапелей на воду.
Он станет преемником легендарного одноимённого ледокола. Новое судно шире — чтобы оно могло проводить по Северному морскому пути современные танкеры. Да и водоизмещение у него значительно больше: 33,5 тыс. т вместо 23,5. На нём будет совершенно новая силовая установка с двумя реакторами «Ритм-200» — разработка нижегородского Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ) имени И. И. Африкантова. Двухконтурная схема уменьшает материалоёмкость и габариты, а также снижает риск утечек. Мощность в 175 мВт позволяет преодолевать льды 3-метровой толщины.
За этим головным образцом ледоколов нового поколения последуют серийные — «Сибирь», строительство которого уже идёт, и «Урал». А накануне Дня работника атомной промышленности на торжестве в Театре Российской армии Александр Баринов, капитан легендарной первой «Арктики», передал Александру Спирину, капитану нового судна, судовой журнал 1977 г., когда ледокол впервые в мире достиг Северного полюса, а также Государственный флаг России, под которым он завершил свой последний поход.
«Уверен, что новый ледокол, как и его предшественник, будет первым среди равных», - принимая реликвии, сказал А. Спирин.
Блок нового поколения
В августе включён в сеть 6-й энергоблок Нововоронежской АЭС. Водо-водяной энергетический реактор мощностью 1200 мВт (ВВЭР-1200) - первый в мире атомный блок поколения 3+, то есть с улучшенными характеристиками и постфукусимскими системами безопасности. Это тоже референтная разработка российских атомщиков. Такие же реакторы они предлагают при строительстве новых станций во многих зарубежных странах-партнёрах.
«Почему референтный проект так важен? - разъясняет Сергей Завьялов, директор филиала «Росэнергоатома» - дирекции по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций. - Потому что потенциальные заказчики говорят: «Как только вы его сделаете и мы увидим результаты, обязательно разместим у вас заказы».
Эти слова сказаны по поводу конкретного проекта - ПАТЭС «Академик Ломоносов», который в 2019 г. начнёт давать электричество жителям и предприятиям Чукотки. Но они справедливы в отношении всех новшеств. Соответственно и запущенный в Нововоронеже реактор укрепляет доверие к российским атомным технологиям в мире и даёт основания рассчитывать на долгосрочные заказы.
Отработало - и снова в оборот
В августе же в реактор 3-го энергоблока Балаковской АЭС загружено первое РЕМИКС-топливо. Это ещё один важный шаг в создании замкнутого топливного цикла, к чему и стремятся наши атомщики. Из отработанного топлива они выделяют оставшиеся в нём радиоактивные компоненты и затем смесь регенерированных урана и плутония подпитывают обогащённым природным ураном. Такой ремикс - возвращение в оборот уже отработавшего урана - сократит затраты на обращение с отработанным ядерным топливом как минимум в 2 раза и повысит коэффициент использования достаточно дефицитного природного ресурса.
Недалеко до того времени, когда станет реальностью топливо 4-го поколения для традиционных тепловых реакторов: технический проект уже готов. Его ураноёмкость пока кажется сказкой, но коэффициент использования установленной энергомощности на реакторах ВВЭР-1000 увеличится значительно, как и энерговыработка.
Компания «ТВЭЛ», российский производитель ядерного топлива, изменила в этом проекте форму топливных таблеток: они не имеют центрального отверстия. Соответственно масса топлива увеличилась - на 8%. Это значит, что подпитывать реакторы нужно будет реже да и расход природного урана уменьшится. Китайцы уже заинтересовались новой российской разработкой и ведут переговоры о поставках на Тяньваньскую АЭС.
«Мы постоянно работаем над улучшением характеристик и потребительских свойств продукции, чтобы блоки наших заказчиков показывали высокую экономическую эффективность», - говорит Юрий Оленин, президент «ТВЭЛ».
Компания лидирует на мировом рынке, поставляя топливо в 15 государств мира. Надеются наши атомщики и на поставки в США: сейчас тестируется образец, разработанный для американских АЭС, и уже подписан контракт на пробную поставку первых сборок ТВС-квадрат (так называется это топливо).
Смотрите также:
- Ядерные «задачки»: Росатом сохраняет положение одного из мировых лидеров атомной энергетики →
- Дорога к Марсу. Российские ученые готовы к покорению Красной планеты →
- Ядерный гособоронзаказ будет выполнен в срок →