Традиционалисты и модернисты
И сообщений в Интернете следует, что всё дело в застройщике, пожелавшем возвести и начавшем строительство большого жилого комплекса поблизости от ГАО РАН (таково официальное название: Главная астрофизическая обсерватория).
По мнению академика и вице-президента РАН Юрия Болега, «вокруг чисто научного вопроса намешан большой слой полуполитических, полуэкономических историй, связанных с застройкой». Но в чём заключается этот «чисто научный вопрос»?
Как отмечают в РАН, он — в борьбе сторонников разных научных направлений: астрометрии и астрофизики. Астрометрия — это то, с чего астрономия начиналась. Астрофизика — её современное состояние. Учёные, занимающиеся астрометрией, изучают только геометрические и кинематические свойства небесных тел. Астрофизики — все физические явления, происходящие в небесных телах, их системах и в космическом пространстве. И природа конфликтов между первыми и вторыми в науке по сути та же, что у борьбы между традиционалистами и модернистами в жизни.
«Пулковская обсерватория — наш старейший (1839) и самый известный научный центр РАН. Она создавалась ещё в императорскую эпоху как обсерватория, как было удобно царским астрономам: выехал из дворца, проехал в карете, подъехал к Пулково — и наблюдаешь небо», — поясняет Болега.
Где базы?
Академик уверен, что астроклимат в районе Пулковской обсерватории не тот, который необходим для современных наблюдений. Ясное небо с минимальной турбулентностью атмосферы здесь редкость, а турбулентность «размазывает» изображение, ухудшая его в 50, а то и 100 раз.
«Астроклимат Пулковской обсерватории определяет и близость Балтики, и близость к огромному городу, создающему «засветку» неба, и близость к аэропорту, и к трассе — Пулковскому шоссе. Всё это не позволяет обсерватории видеть «слабые» объекты, всё это ограничивает её возможности», — говорит вице-президент РАН.
Поэтому в последние десятилетия в РАН велось обсуждение перспектив наблюдений в Пулково — расширения её наблюдательных возможностей путём установки телескопов в более подходящих для этого местах. А в последние 5 лет академия и её отделение физических наук рассматривали уже конкретные варианты. 5 июня президиум РАН принял решение: перевести астрономические наблюдения из Пулковской обсерватории на другие наблюдательные базы.
«Весь мир астрофизики движется по этому пути, — считает Болега. — Астрономические наблюдения переводились из тех обсерваторий, которые создавались 100-300 лет назад в больших городах — например, Гринвичской королевской в предместье Лондона, Римской или Парижской обсерваториях, Вашингтонской морской. Переносились в пустынные места, где спокойная атмосфера, где нет засветок, где большое количество ясных ночей, и это естественный путь».
Кстати, у Пулковской обсерватории есть такие базы — на юге Боливии, в Чили, Италии. В России — близ Кисловодска. На последней, правда, пока нет телескопа, но место вполне соответствует требованиям к современным точкам наблюдений.
Однако в Пулково этому научному решению придали политический и экономический окрас, остановив строительство ЖК «Планетоград», которое велось по проекту, согласованному руководством обсерватории. «Застройщику, который соблюдал все законы — получил все разрешения и согласования, не дали здесь строить. Стройку прервали, когда уже последний этаж был готов», — сообщается в обращении 500 дольщиков ЖК к губернатору Санкт-Петербурга и Президенту России. Обращение их опубликовано на Change.org — дольщики разъясняют в нём, что в их домах всего по 4 этажа и они не могут мешать наблюдениям, а также называют себя «жертвами глобального скандала, за которым стоит горстка активистов, не имеющих никакого отношения к истинной защите интересов российской науки, а также интересов нашего города и его горожан».
Смотрите также:
- Бесконечная нефть. Она будет у нас, пока не остынет Земля →
- Обратный отсчёт. Учёные определили срок гибели Вселенной →
- Астероидная опасность. Как спастись от незваных гостей? →