Спустя 45 лет после гибели Юрия Гагарина рассекречены обстоятельства, при которых разбился его самолёт МиГ-15УТИ во время тренировочного полёта вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Узнать правду удалось благодаря настойчивости космонавта Алексея Леонова, который в тот день - 27 марта 1968 года - находился в районе катастрофы и был привлечён к расследованию.
«Эта версия не соответствовала действительности, - сказал «АиФ» космонавт Алексей Леонов. - В тот день в этом районе совершали тренировочные полёты не только мы, космонавты, но шло испытание самолёта Су-15, которое проводил Лётно-испытательный институт Министерства авиационной промышленности. Было разграничение: наши полёты проходят на высоте до 10 тыс. метров, а их - выше. Но самолёт Су-15 нарушил режим полёта, спустился под облака на высоту порядка 450 м над землёй. В этот момент его видели местные крестьяне. ➊ Пролетев какое-то время на этой высоте, он включил форсаж и ушёл на свой эшелон (высоту. - Ред.), где он должен был быть. При этом в облаках он прошёл рядом с Юрием Гагариным, который находился на высоте 4200 м. ➋
Су-15 шёл на скорости сверхзвука и возмущённым потоком вогнал самолёт Гагарина в глубокую спираль. ➌ В итоге самолёт Гагарина прошёл расстояние с 4200 м до нуля (до момента столкновения с землёй) за 55 секунд.
На аэродроме должны были работать азимутный локатор и локатор высоты, последний работал с перебоями, поэтому на земле не заметили сближения двух самолётов, иначе бы предупредили. Я находился в 13 км от места падения, на аэродроме Киржач. Мы вместе с товарищами из «Лунной группы» выполняли прыжки с парашютом. Погода прижала. Я прекратил работу. Мы стояли и ждали команды на возвращение домой. В этот момент я услышал взрыв и сверхзвук. Разница между взрывом и сверхзвуком была полторы-две секунды. Это значит, что события произошли одновременно.
В моих документах всё это было отражено, однако комиссия не обратила на это внимание. Спустя 25 лет, когда начали распускать слухи, что лётчики были пьяные и неподготовленные, я с академиком Сергеем Белоцерковским начал заниматься расследованием, которое длилось 20 лет. И теперь, когда с момента катастрофы прошло 45 лет, я обратился к президенту Владимиру Путину о разрешении вскрыть секретный пакет. Президент разрешил. То, что я раньше доказывал, что причиной гибели самолёта Гагарина стал посторонний несанкционированный самолёт, - теперь это подтверждено».
Смотрите также:
- Диверсия в воздухе. Пять случаев взрыва самолетов в СССР и России →
- Техника не виновата в крушении Боинга. Но и пилотов винить рано →
- Гроза над Донбассом. История гибели рейса 612 →