Порядок в «мелочах». Как работают общественные пункты охраны порядка?

Для того чтобы просто подойти к обители бомжа, требуются достаточно крепкие нервы. © / Елена Воронова / АиФ

Кто-кто в квартире живёт?

В Орехово-Борисове Южном народу живёт столько, что по российским меркам вполне хватит на город масштаба райцентра. Поди-ка угляди за всеми - как себя ведут горожане, не обижают ли друг друга, не нарушают ли законы. Силами одной полиции обойтись не так-то просто. На помощь ей и приходят общественники.

   
   

Вот буквально на днях поступила информация, что в двух квартирах района неладно. В одной неизвестно кто проживает, и люди видели выходящих из неё уроженцев среднеазиатских республик. А в другой - постоянный шум, какие-то стуки и детские крики, ни днём, ни ночью соседям покоя нет. И мы отправились по адресам. 

«Откройте, это сотрудник полиции майор Якушкин и председатель совета общественного пункта охраны порядка Сергей Железко», - громко отзываются посетители на робкое «кто там?» из квартиры. Жильцы нерешительно открывают дверь, это мужчина и женщина из Узбекистана, местные дворники. Живут они здесь на законных основаниях, предъявляют все необходимые бумаги. Но их всё же просят пройти в отделение полиции - на всякий случай, чтобы установить подлинность документов. 

Хозяин - вернее, арендатор - второй квартиры дверь долго не открывает. Звонка у него нет, и приходится по старинке стучать в дверное полотно кулаком. Когда он наконец впускает нас в квартиру, то выясняется, что живёт здесь молодая семья, а шумят денно и нощно маленькие дети. «Ну что, мне  бить их, что ли?» - возмущается в ответ на претензии отец. Бить, конечно, никого не стоит, но есть волшебное средство от подобной проблемы - называется «воспитание». Похоже, оно требуется как младшим, так и старшим членам семьи... 

Но все документы у супружеской четы в порядке, поэтому юридических претензий к этим людям нет - их только просят постараться не докучать соседям, надеясь, что доброе слово подействует. 

Где харчи - там и торчи

Фото: АиФ/ Елена Воронова

А бывает, поступают сведения, касающиеся не жилья, а скорее отсутствия такового - как, например, недавнее сообщение о лице без определённого места жительства, проживающем на пустыре. И мы отправляемся в район Москворечье-Сабурово, в промзону, где люди не живут, а только работают. Причём род занятий некоторых из них вызывает оторопь.

Возле Москворецкой плодоовощной базы вовсю шумит крошечный стихийный рынок, где можно задёшево купить просроченные продукты - «просрочку», как называют её на сленге местные завсегдатаи. Мы деловито прицениваемся: кондитерские изделия - по 10 рублей, творожная запеканка - по 15, мясо - по 100, но можно договориться и по 80. Выбор широкий: есть молоко в пакетах, салака в пластиковых банках, консервы. На ящиках разложены ещё какие-то неаппетитные пакеты с едой, но брать их в руки и идентифицировать содержимое почему-то совсем не хочется...

   
   

«А многие берут с удовольствием, - охотно делится продавщица Ольга Петровна. - Приезжают люди из других районов, раньше даже из Московской области ездили, да перестали, когда им бесплатный проезд отменили. Дешёвая еда всегда будет пользоваться спросом. Известное дело: где харчи - там и торчи. Вообще у меня затариваются только очень бедные и очень жадные - кто, например, покупает еду для своих рабочих, нанятых на ремонт».

Здесь торгуют просроченными продуктами и гарантируют... желудочно-кишечные заболевания. Фото: АиФ/ Елена Воронова

Ольга Петровна здесь не хозяйка, она просто подрабатывает по мере сил к пенсии. При появлении полицейских спешно собирает свои продукты в ящики, покупатели мгновенно растворяются, как туман. А на пустыре остаётся только бомж - он действительно спит в большом ящике, накрытом какой-то ветошью. Полицейские и подъехавшие сотрудники бригады Центра социальной адаптации «Люблино» выясняют, что зовут его Александром Сергеевичем, что на улице он живёт давно, а сейчас болен. «Социальный патруль» никого не забирает насильно - только по полному согласию, но может помочь человеку оформить документы, собрать справки и вообще определиться в жизни. 

Но наш Александр Сергеевич уже определился - ему нравится бомжевать, он не хочет домой, в Воронежскую область. Столица ему милее - вот он и решил остаться в Москве. Сотрудники вызывают ему «скорую помощь», но бригада, осмотрев пациента, в госпитализации отказывает - нет веских оснований. И столичный житель вынужден пока отправиться в отделение полиции до выяснения дальнейших подробностей своей биографии.

А территория пустыря будет приведена в порядок и благоустроена - такое решение принято управой района.

Город под присмотром

И так изо дня в день: то машины мешают людям пройти в подъезд, то возникает подозрение, что в соседнем подъезде завелась «резиновая квартира», то на первом этаже открылся подозрительный не то хостел, не то ещё что-то... Мелочи? Конечно. Но ведь именно из них и состоит наша жизнь. И кто-то должен наводить порядок: участковые уполномоченные, члены общественного пункта охраны порядка, социальный патруль. Подключаются также жилищные организации, советы ветеранов, молодёжные объединения, да и обычные жители стараются вносить свою лепту. Ведь город - наш общий дом, поэтому такое сотрудничество вполне естественно. А общая работа неизменно даёт неплохие результаты.

«Члены общественных пунктов охраны порядка оказывают большую помощь органам власти в деле обеспечения безопасности наших горожан, - уверен Владимир Черников, руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы. - Они сотрудничают со старшими по домам и подъездам, ведут ежедневный приём жителей, поэтому к ним стекается вся информация о жизни района, которую они регулярно предоставляют в органы внутренних дел, а затем проводят совместную работу в районе. Это и проверки квартир, и опросы жителей, и выявление жилищно-бытовых условий несовершеннолетних из неблагополучных семей, и мониторинг криминогенной обстановки. Активно взаимодействуют они и со штабами народных дружин, действующих в российской столице». 

Только в этом году по информации общественников в Москве к административной ответственности было привлечено почти 13 тыс. правонарушителей, возбуждено 284 уголовных дела. Проведено более 45 тыс. рейдов «Безопасный дом, подъезд, квартира», почти 110 тыс. проверок жилья. В органы власти направлено 2130 информаций о фактах сбыта и употребления наркотиков, рассмотрено 88 400 обращений москвичей и получено почти 227 тыс. сообщений от жилищного актива и членов общественных пунктов охраны порядка (их в городе более 31 тыс. человек).

«Мелочи», вы говорите? Да, это работа кропотливая, повседневная и малозаметная. Но именно мелочи зачастую определяют качество нашей жизни.

Смотрите также: