Оператор катастрофы. 150 человек погубил пилот или несовершенные правила?

На месте крушения Airbus A320 во французских Альпах. © / Reuters

Случайность?

По данным следствия, первый пилот вышел из кабины, а вернуться в неё потом не смог - 28-летний второй пилот Андреас Любиц заблокировал дверь и направил борт на гору. Сознательно ли он к этому готовился или решение пришло спонтанно? Не даёт ответа на этот вопрос публикация последних минут переговоров пилотов с расшифрованного «чёрного ящика». Слышно, как командир экипажа кричал, требовал открыть дверь, пытался выломать её тяжёлым металлическим предметом. Кричали и пассажиры. Только Любиц размеренно дышал. И так почти 8 минут снижения, когда все знали, что они обречены... А дальше только секунда скрежета - это крыло коснулось земли. Что чувствовали дети, зная, что погибают? Почему Любицу было всё равно? Может, ему не было жалко прежде всего себя? Уже нашли порванную медсправку о том, что пилоту грозило ухудшение зрения, и это перечеркнуло бы всю карьеру; нашли сведения о том, что он закачал в свой компьютер порно с гомосексуалистами; он также долгое время наблюдался у психиатра. Его девушка, как оказалось, сейчас беременна. У них в последнее время не клеились отношения, и он даже купил ей в подарок дорогое авто. Она и поведала следователям о том, что Любиц неоднократно говорил, что скоро о нём заговорят все. Вырисовывается личность с множеством скрытых особенностей. Но почему этого никто не видел?    
   

«Очень странно, что пилот, который лечился у психиатра, попал за штурвал, - сказал «АиФ» Анатолий Клопов, военный лётчик. - Эти люди должны проходить такой отбор, где скрыть психологические особенности невозможно. Лётчика отличает от обычного человека особый уровень ответственности».

«А сегодня пилотов никто и не готовит, - рассказывает «АиФ» на условиях анонимности слушатель вуза гражданской авиации. - У меня сейчас плановая переподготовка, и я слышу, как будущим пилотам говорят: вы - операторы компьютерных устройств на борту, а не лётчики! То есть они должны лишь присматривать за приборами?! Мне повезло основное образование получить 20 лет назад. И я прошёл жесточайший человеческий отбор. Сначала тебя сажают в маленький самолёт вторым пилотом, потом дают самому порулить. Затем доверяют лайнер побольше. Множество людей, с которыми ты сталкиваешься, пишут характеристики. Суицидники, экстремалы и охотники за деньгами отсеивались сразу же!»

Стандартная процедура приёма в российские авиакомпании включает в себя два психологических теста. Один выявляет физические параметры: скорость реакции, давление и потоотделение в стрессовой ситуации и проч. А второй - чисто поведенческие особенности: может ли пилот вести переговоры, не быть агрессивным, проявлять гибкость и т. д.

2 человека

После этой катастрофы на юге Франции мировые авиакомпании заявили, что пересмотрят правила нахождения персонала в кабине - там одновременно должно быть не менее двух человек. «А мы уже давно так летаем, - сообщил «АиФ» Андрей Литвинов, командир экипажа самолёта А320. - Если по какой-то причине одному из лётчиков надо выйти, на его место тут же садится бортпроводник. С человеком всё что угодно может произойти в воздухе - и сердечный приступ, и потеря сознания. Всегда должен быть напарник, который поможет хотя бы дверь открыть». Дверь на воздушном судне представляет собой электронную систему, сравнимую с домофоном. Находящийся вне кабины человек должен набрать определённый код, а пилот внутри может открыть или отклонить вызов. Такую дверь нельзя выбить ничем. Это защита от террористов и агрессивных пассажиров.

«Двери после этой катаст­рофы менять не будут, нет и общемировых требований к количеству пилотов в кабине. Да и поможет ли это? Катастрофа - это комплекс технических ошибок и человеческого фактора. Я уверен, так будет и на этот раз», - говорит Виталий Бордунов, эксперт Международной организации гражданской авиации.   

Эксперты обращают внимание на то, что никакие правила не мешают пилотам, даже если их несколько, быть... пьяными или пускать за штурвал в воздухе детей, или отказываться от противообледенительной обработки, потому что кому-то на борту надо быстрее улететь, - в скорбном перечне российских авиакатастроф есть и такие случаи.

   
   

Но всё же странно, что за неполный год случились 3 труднообъяснимые трагедии - в марте 2014 г. пропал малайзийский «боинг» (кстати, и тогда говорили о том, что пилот так свёл счёты с жизнью), в июле 2014 г. сбит лайнер над Украиной, и вот эта трагедия. А не связаны все эти случаи друг с другом?