Важный элемент инфраструктуры региона обойдётся в 14 млрд руб. Чтобы мост появился, выбрали сравнительно новую (а для регионов - и вовсе первую в стране) форму сотрудничества - концессию, то есть частно-государственное партнёрство.
Три года ждать…
Для Удмуртии этот мост - мечта уже многих лет. Часть республики - Камбарский район - отрезана от остальной её территории Камой. Летом туда приходится добираться на пароме, зимой - по льду. А в межсезонье - до 100 дней в году - и вовсе в объезд через Пермский край. И эта проблема не только региональная. То, что нет нормальной переправы, серьёзно затрудняет сообщение между Уфой, Нижним Новгородом, Пермью, Екатеринбургом, Ижевском.
Хотя проект разрабатывали ещё в начале 2000-х годов, одних лишь бюджетных денег на него не хватало. Ситуация изменилась, когда разработали законодательство о концессиях.
- Мы шли к этому целых 5 лет, - признался Александр Волков, президент Удмуртии, когда соглашение подписали. - Защищали проект в Минрегионе, чтобы получить федеральные средства, принимали решения об этом на уровне республики, вели переговоры с инвесторами. И добились максимальных гарантий для бюджета. Нет сомнений, что мост будет построен за три года. Мы возлагаем большие надежды на развитие территории нашей республики, после того как его введут в эксплуатацию.
Начнут к зиме
Строить мост таким образом государству действительно выгодно. Оно выделяет всего 4 млрд руб., остальные 10 вкладывает концессионер - «Региональная инвестиционная компания». Половина из этих денег - собственные средства инвестора, вторая половина - заёмные. Финансировать концессию согласился банк ВТБ.
- Крупные инфраструктурные проекты - один из приоритетов наших инвестиций, - рассказал Андрей Костин, президент банка. - Наш опыт показывает: вопреки общему мнению о том, что инфраструктурные проекты - это долго и дорого, их можно строить вовремя и за реальные, нормальные деньги. Просто нужно не воровать и работать.
Александр Волков поблагодарил сотрудников банка: они помогали готовить всю проектную документацию. И в финансовых, и в строительных вопросах максимально чётко расписаны гарантии и механизм контроля. Так, все строительные работы будут оплачиваться только по факту их выполнения, сам объект оформляется в собственность Удмуртии. Кстати, и строительство доверили максимально надёжной и проверенной компании - «Мостострой-12». Это один из лидеров строительной отрасли страны, лауреат многочисленных конкурсов, построивший за 15 лет работы свыше 260 мостов.
- Сейчас строителей перебрасывают в республику, - рассказал Александр Забарский, председатель Совета директоров строительной компании. - Приедут около 700 человек. Первые работы начнутся уже в октябре. Зима - лучшее время для мостостроителей.
Сдать объект хотят в конце 2016 г. Кстати, проезд по новому мосту будет платным - иначе инвестору не вернуть свои затраты. Правда, республиканские власти настояли: стоимость должна быть сопоставима с ценой паромной переправы. А в бюджеты России и Удмуртии за все время реализации проекта (до 2061 г.) перечислят чуть меньше 50 млрд. руб. налогов. Новое сооружение может стать недостающим звеном в превращении Камбарки в крупный логистический центр. Ведь через неё проходит Транссибирская железная дорога, а в городе расположен самый северный речной порт класса «река - море» на реке Кама.
Смотрите также:
- Долгий переезд. Запуск Богучанской ГЭС сопровождается расселением «зоны подтопления» →
- Время строить. Энергетического коллапса на Дальнем Востоке не будет →
- Самые мощные гидроэлектростанции России. Инфографика →