Вынужденные изменения
26 января в Москве было зафиксировано более 10 мм снега. В Европе аэропорты полностью закрываются, если во время снегопада выпадает 2-3 мм снега.
Снегопад при температурах переходящих через ноль градусов наиболее опасен: мокрый снег налипает на взлетно-посадочную полосу и превращается в скользкую жижу, а потом замерзает и превращается в корку льда. Поэтому ВПП необходимо постоянно чистить.
В связи с неблагоприятным прогнозом метеоусловий в аэропорту Шереметьево компания «Аэрофлот» была вынуждена внести изменения в расписание рейсов 26 и 27 января: было отменено около 130 рейсов. Компания корректирует расписание в прямом соответствии с метеопрогнозами на ближайшие дни для поддержания нормальных темпов операционной деятельности и выполнения расписания полетов.
Без профилактических мер в аэропорту начнется коллапс
Аномальные погодные условия означают повышенную нагрузку на аэропортовые службы. В период сложных погодных условий, таких как метель, интенсивный снегопад, сокращается количество взлетно-посадочных операций, а также увеличивается время облива воздушного судна противообледенительной жидкостью. Без своевременных профилактических мер ухудшение ситуации примет характер вала, который приведет к коллапсу.
В таких условиях «Аэрофлотом» принимаются все меры для предотвращения транспортного коллапса, который способен надолго заблокировать работу авиакомпании и аэропорта. Штатные синоптики компании тщательно анализируют метеорологическую картину, и если она оценивается как неблагоприятная, то заранее, иногда за несколько дней, производится корректировка плана полетов: рейсы отменяются или переносятся.
«Недавняя отмена большого количества рейсов была абсолютно оправдана с точки зрения безопасности. Потому что однозначно начались бы безумные массовые задержки в аэропорту», — считает эксперт, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. «Перевозчик ограничил количество рейсов, что помогло пройти эти тяжелые пару дней в нормальном режиме. Не стоит дожидаться коллапса и лучше принимать превентивные меры. Уверен, что аэропорт заблаговременно выпустил сообщение (НОТАМ, англ. NOtice To AirMen, NOTAM — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации. — Прим. ред.), предупреждающее авиакомпании об ограничениях в его работе. И компания „Аэрофлот“, согласно этим ограничениям, предприняла шаги по сокращению рейсов. Надо понимать, что в аэропорту „Шереметьево“ в обычном режиме каждую минуту самолет взлетает и садится, а в условиях снегопада это невозможно, потому что полосы нужно чистить. Поэтому „Аэрофлот“ поступил оперативно и эффективно, не допустив коллапса», — добавил он.
Полосу очищают каждые 15-20 минут
Заблаговременные предупреждения позволяют уменьшить неудобства для пассажиров, которые могут скорректировать свои планы и избежать ненужного скопления в аэропорту. Существуют определенные критерии очередности отмены рейса. Так, «Аэрофлот» отменяет многочастотные рейсы, поскольку в таком случае есть возможность вывоза пассажиров другими рейсами на данном направлении на протяжении текущих суток.
В аэропортах постоянно ведется мониторинг качества сцепления шасси с полосой и при необходимости ее закрывают. Уборочные машины обрабатывают полосу реагентом, в результате чего какое-то время полоса не работает. В зависимости от интенсивности снегопада и образования наледи, такая погодная ситуация может повторяться каждые полчаса, а то и чаще, полосу очищают 15-20 минут. В это время самолеты не вылетают.
«Интенсивность полетов в Шереметьево — одна взлетно-посадочная операция в 1,5–2 минуты. Иначе, каждые 1,5-2 минуты взлетает или садится самолет. Если полоса закрыта на уборку на 15-20 минут, порядка 10 рейсов уже задержаны. Шереметьево — аэропорт с очень высокой интенсивностью полетов. Взлетать каждые полминуты нельзя, согласно требованиям безопасности. В результате начинаются задержки и накапливается очередь. Приоритет в таком случае отдается самолетам, которые идут на посадку. Они не могут бесконечно висеть в воздухе», — отметил Роман Гусаров.
Сэкономить время в итоге
Авиакомпании получают максимально точный прогноз погоды, чтобы эффективно спланировать свою работу. Если поступает предупреждение о сильном снегопаде, который, не смотря на все усилия наземных служб, надолго задержит самолеты на земле, авиакомпании принимают решение об отмене рейсов на время непогоды.
Отмена рейсов по метеоусловиям помогает самим пассажирам избежать столпотворения в аэропорту вылета, сохранить нервы и сэкономить время. Например, ледяной дождь 2010 года, когда все аэропорты Москвы были парализованы наплывом застрявших пассажиров, вызвал сильный коллапс. Аэропорты и авиакомпании стараются всеми силами избегать такого повторения для удобства пассажиров.
Смотрите также:
- Ростовская катастрофа: человеческий или погодный фактор? →
- Вылет с Камчатки запретил суперкомпьютер →
- Можно ли предотвратить падение самолета? →