Гражданам, пострадавшим от аварии в московском метро 15 июля, но зарегистрированным в других регионах страны, столичные власти помогут на тех же основаниях, что и москвичам. Лечение будет оплачено из городского бюджета вне зависимости от места прописки.
Кто получит компенсацию?
На прошлой неделе во вторник между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» один из вагонов поезда сошёл с рельсов. По официальным данным, в результате погибли 22 человека, ещё 156 пассажиров доставили в стационары. На месте медпомощь оказали 179 пострадавшим. «К началу недели выписаны 24 пациента, состояние четверых оценивается как крайне тяжёлое», - рассказал Георгий Голухов, руководитель городского департамента здравоохранения. В последующие за ЧП дни к врачам обратились 88 человек, 14 из них госпитализированы.
По решению московского руководства кроме выплат от метрополитена в два миллиона рублей семьи погибших получат из городского бюджета по одному миллиону в качестве компенсации, а люди, получившие травмы тяжёлой и средней степени, - по 500 и 250 тысяч соответственно. Также из городского бюджета будут выделены деньги на возмещение расходов по захоронению и транспортировке тел погибших, а социальные службы города изучат ситуации с семьями пострадавших, которым окажут адресную помощь. Заработал и пункт приёма граждан по вопросам выплаты компенсаций по адресу: проспект Мира, д. 41, стр. 2. Прийти туда можно в любой день, даже выходной, с 8.00 до 20.00.
В поисках причины
Одной из возможных причин аварии называется халатность сотрудников метрополитена, проводивших работы по установке стрелочного механизма для нового участка между «Славянским бульваром» и «Парком Победы». Место трагедии - одна из многочисленных в московском метро подземных развязок. Авария произошла в том месте, где идёт ответвление на строящуюся Калининско-Солнцевскую линию. Эту ветку и Арбатско-Покровскую (на ней как раз и находится станция «Славянский бульвар») недавно соединили, установив стрелку. Неисправный механизм, ставший причиной крушения поезда, по неизвестным причинам оказался зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, обрыв которой и привёл к катастрофе. Между тем необходимо было жёстко закрепить подвижную часть стрелочного перевода с помощью специальных блокираторов и замка.
Уже арестованы мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. И следствие может расширить круг подозреваемых, включив в него обходчиков путей, проверявших состояние рельсов за несколько часов до трагедии, а также рабочих, которые нарушили регламент при установке стрелки.
Для изучения технических причин аварии была создана специальная комиссия, в состав которой вошли ведущие эксперты Московского университета путей сообщения, НИИ железнодорожного транспорта, строители и проектировщики линий московского метрополитена.
Если не считать терактов и аварии на эскалаторе ст. м. «Авиамоторная» в 1982 году, нынешняя трагедия стала первым происшествием такого масштаба в Москве. На «Авиамоторной», если помните, сломался эскалатор: он начал резко ускоряться, люди стали падать вниз. В результате того ЧП погибли 8 человек, ещё 30 получили ранения. Давать отказы - это свойство техники, но интенсивность таких отказов у нас по сравнению с другими метрополитенами мира не выше (см. таблицу), особенно учитывая, что интенсивность движения в московском метро больше, чем в других странах».
Так что пока главной версией ЧП остаётся неисправность стрелочного механизма.
Стоит ли бояться?
Несмотря на то что большая часть работ по ликвидации последствий была завершена в течение 23 часов после аварии, восстановить движение от «Киевской» до «Молодёжной» городским службам удалось лишь в ночь с 18 на 19 июля. Задержка оказалась связана с необходимостью проведения правоохранительными органами, занимающимися расследованием причин катастрофы, соответствующих процедур.
Даже в самом маленьком метрополитене мира в Хайфе (там всего 6 станций) вагоны сходят с рельсов и переворачиваются. Что уж говорить о подземках мегаполисов. Тем более что, по мнению инженеров-метростроителей, рост происшествий связан с ростом самого метро.
Повысить безопасность в подземке можно лишь одним способом: строго соблюдать установленные правила и технические регламенты, принятые во всём мире. «В этих регламентах детально прописано, как заменять повреждённые детали, как часто их требуется проверять. Кроме того, там прописана и персональная ответственность руководителей транспортных предприятий за несоблюдение правил безопасности», - подчёркивает М. Блинкин.
С. Собянин в понедельник заявил, что в ближайшее время подземку ждут кадровые перестановки: «Обидно, что это произошло не из-за каких-то системных, сложных инженерных сбоев, а, на мой взгляд, всё-таки от недостатка дисциплины, от безалаберности отдельных сотрудников. Но обиды обидами, а нужно продолжать жить, работать, принимать решения и исправлять их».
Пассажиры помогали друг другу выбираться из вагонов и тоннеля. А врачи и психологи, узнав об аварии, стали размещать в соцсетях обращения о том, что готовы принять пострадавших. Вот какой была реакция обычных москвичей на страшное происшествие в московском метрополитене. Приведём лишь несколько цитат, доказывающих, насколько близко к сердцу люди приняли случившееся.
Всего в ликвидации последствий аварии приняли участие более 700 сотрудников МЧС, почти 300 единиц техники и 102 бригады «скорой помощи», первая из которых прибыла на место уже через 10 минут после трагедии.
Эгоистов под землёй не было
- Конечно, у любого человека в такой ситуации первая мысль - найти выход и уносить отсюда ноги. Но я не позволил себе паниковать, вместе с сослуживцами начал успокаивать людей. Когда открыли двери, мы на руках несли к станции тех, кто сам не мог идти. Потом я вернулся обратно - показал своё удостоверение, и мне разрешили присоединиться к спасателям. Доставали раненых, носили их наверх. В подземке было очень много самых обычных людей, которые не убежали, а несколько часов продолжали выносить пострадавших.
- Все были в шоке, но не впадали в панику. Светили мобильниками, чтобы понять, что происходит, раненых аккуратно вытаскивали на себе, кого-то под руки вели.
Сергей Солодов, очевидец катастрофы:
- Нам удалось разблокировать двери, после чего мы сами стали выносить раненых. Нашли дверь, ведущую в служебное помещение, начали по ней стучать. Нас услышали рабочие, строившие новую линию, они и вывели нас на поверхность.
- Друзья, если у кого есть знакомые или близкие, пострадавшие 15 июля на ст. м. «Славянский бульвар» в московском метро, передайте, что я готов взять на бесплатную операцию в свою клинику людей с колото-резаными травмами лица. Это важно сделать в первые дни, чтобы лица не были обезображены грубыми рубцами и была возможность сшить нервы.
В специальном репортаже АиФ.ru: Очевидцы трагедии: «Стало страшно, когда из пробоин в стене начала хлестать вода»
Общее количество происшествий, связанных: с работой и состоянием подвижного состава / с работой и состоянием путей в метро |
||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год |
Пекин |
Берлин |
Лондон |
Мехико |
Мадрид |
Москва |
Нью- |
Париж |
Париж (Фран- |
Сан- |
2013 |
23/ 3 |
1353/ 6 |
3736/ 270,13 |
894/ 314 |
1768/ 210 |
1202/10 |
2630/ 9188 |
1202/ 221 |
1453/ 72,67 |
437/ 21 |
2012 |
12/ 2 |
1225/ 8 |
3640/ 274,28 |
908/ 175 |
н/д/ н/д |
1423/ 9 |
2448/ 8085 |
1301/ 219 |
1196/ 71 |
495/ 22 |
2011 |
21/ 1 |
1339/ н/д |
4288/ 370 |
2163/ 436 |
н/д/ н/д |
1750/ 18 |
2360/ 7528 |
1169/ 173 |
1235/ 83 |
631/ 0 |
2010 |
27/ 0 |
1315/ н/д |
5123/ 425 |
5176/ 567 |
н/д/ н/д |
1914/ 2 |
2357/ 8348 |
1299/ 178 |
1103/ 89 |
547/ 2 |
2009 |
18/0 |
1227/1 |
4653/ 483 |
5404/ 496 |
н/д/ н/д |
2030/ 6 |
2747/ 8858 |
1256/ 181 |
1390/ 95 |
301/ 0 |
2008 |
35/0 |
1096/1 |
5725/ 506 |
6100/ 1844 |
3860/ 125 |
2014/ 5 |
2981/ 8501 |
1152/ 167 |
1504/ 49 |
268/ н/д |
2007 |
18/0 |
1301/10 |
6985/ 552 |
6001/ 733 |
5017/ 123 |
2285/ 13 |
2553/ 5689 |
1069/ 168 |
1500/ 73 |
356/ 0 |
Включает происшествия, связанные с работой и состоянием всего оборудования на подвижном составе/ Включает происшествия в результате дефектов пути на линии, в депо или на подъездных путях, которые привели к задержке движения на 5 минут или более, и происшествия, связанные с двигателями приводов стрелок. Источник: CoMET and Nova - крупнейшие мировые организации по комплексной программе сравнения международного железнодорожного транспорта. |
Какие выводы из аварии сделают специалисты? И что изменится в столичной подземке? Об этом - в следующих номерах «АиФ».