Общая беда. Власти Москвы помогут всем, кто пострадал от аварии в метро

Гражданам, пострадавшим от аварии в москов­ском метро 15 июля, но зарегистрированным в других регионах страны, столичные власти помогут на тех же ­основаниях, что и москвичам. Лечение будет оплачено из городского бюджета вне зависимости от места прописки.

   
   

Кто получит компенсацию?

«Половина пострадавших во время аварии не являются москвичами, но я прошу оказать им помощь из городского бюджета так же, как и москвичам», - с такими словами на следующий день после трагедии, произошедшей 15 июля, мэр столицы Сергей Собянин обратился к представителям профильных ведомств.

На прошлой неделе во вторник между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» один из вагонов поезда сошёл с рельсов. По официальным данным, в результате погибли 22 человека, ещё 156 пассажиров доставили в стационары. На месте медпомощь оказали 179 пострадавшим. «К началу недели выписаны 24 пациента, состояние четверых оценивается как крайне тяжёлое», - рассказал Георгий Голухов, руководитель городского департамента здравоохранения. В последующие за ЧП дни к врачам обратились 88 человек, 14 из них госпитализированы.

По словам Карена Джаграева, заместителя главврача НИИ им. Склифосов­ского, «у большинства пострадавших на данный момент хороший прогноз, и жизнь даже тяжёлых пациентов уже вне опасности».

По решению московского руководства кроме выплат от метрополитена в два миллиона рублей семьи погибших получат из городского бюджета по одному миллиону в качестве компенсации, а люди, получившие травмы тяжёлой и средней степени, - по 500 и 250 тысяч соответственно. Также из городского бюджета будут выделены деньги на возмещение расходов по захоронению и транспортировке тел погибших, а социальные службы города изучат ситуации с семьями пострадавших, которым окажут адресную помощь. Заработал и пункт приёма граждан по вопросам выплаты компенсаций по адресу: проспект Мира, д. 41, стр. 2. Прийти туда можно в любой день, даже выходной, с 8.00 до 20.00.

В поисках причины  

Одной из возможных причин аварии называется халатность сотрудников метрополитена, проводивших работы по установке стрелочного механизма для нового участка между «Славянским бульваром» и «Парком Победы». Место трагедии - одна из многочисленных в московском метро подземных развязок. Авария произошла в том месте, где идёт ответвление на строящуюся Калининско-Солн­цевскую линию. Эту ветку и Арбатско-Покровскую (на ней как раз и находится станция «Славян­ский бульвар») недавно соединили, установив стрелку. Неисправный механизм, ставший причиной крушения поезда, по неизвест­ным причинам оказался зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, обрыв которой и привёл к катастрофе. Между тем необходимо было жёстко закрепить подвижную часть стрелочного перевода с помощью специальных блокираторов и замка.

Уже арестованы мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. И следствие может расширить круг подозреваемых, включив в него обходчиков путей, проверявших состояние рельсов за несколько часов до трагедии, а также рабочих, которые нарушили регламент при установке стрелки.

   
   

Для изучения технических причин аварии была создана специальная комиссия, в состав которой вошли ведущие эксперты Московского университета путей сообщения, НИИ железнодорожного транспорта, строители и проектировщики линий московского метрополитена.

«Опыт расследования подобных происшествий говорит о том, что сразу практически невозможно найти истинную причину, - считает Леонид Баранов, член комиссии и профессор Московского государственного университета путей сообщения. - После аварии в лондонском метро в январе 2003 года на это ушло два года.

Если не считать терактов и аварии на эскалаторе ст. м. «Авиамоторная» в 1982 году, нынешняя трагедия стала первым происшествием такого масштаба в Москве. На «Авиамоторной», если помните, сломался эскалатор: он начал резко ускоряться, люди стали падать вниз. В результате того ЧП погибли 8 человек, ещё 30 получили ранения. Давать отказы - это свойство техники, но интенсивность таких отказов у нас по сравнению с другими метрополитенами мира не выше (см. таблицу), особенно учитывая, что интенсивность движения в московском метро больше, чем в других странах».

По словам другого участника комиссии, одной из рабочих версий кроме неисправности стрелки была и гипотеза о проседании грунтов, вызвавших деформацию полотна. Впрочем, на данный момент она не является актуальной. «Линия проходит через насыщенные водой грунты, и любая деформация тоннеля привела бы к появлению трещин в его чугунных стенах, а стало быть, и попаданию внутрь воды, - рассказывает Вячеслав Ильичёв, советник президента Российской академии архитектуры и строительных наук. - Я спускался на место аварии, но никаких следов деформации не обнаружил. В лотке тоннеля есть небольшое количество воды, но это сток, который используется во время уборки. В случае протечки воды было бы намного больше. Кроме того, тоннель проходит в известняковых породах, и по геологии никаких просадок тут быть не может».

Так что пока главной версией ЧП остаётся неисправность стрелочного механизма.

Стоит ли бояться?

Несмотря на то что большая часть работ по ликвидации последствий была завершена в течение 23 часов после аварии, восстановить движение от «Киевской» до «Молодёжной» городским службам удалось лишь в ночь с 18 на 19 июля. Задержка оказалась связана с необходимостью проведения правоохранительными органами, занимающимися расследованием причин катастрофы, соответствующих процедур.  

Впрочем, для многих москвичей метрополитен пока ещё остаётся местом, где они не могут чув­ствовать себя в безопасности. «Между тем именно метро является самым безопасным из всех видов транспорта, и за всё время существования подземки во всём мире там погибло меньше людей, чем за год гибнет на улицах только в одной Москве, - утверждает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспорт­ной политики НИУ ВШЭ. - Конечно, то, что произошло, - ужасная трагедия. Но если мои род­ственники и друзья спросят меня: «Безопасно ли пользоваться метрополитеном?», я выдохну и скажу: «Безопасно!»
Инфографика АиФ

Даже в самом маленьком метрополитене мира в Хайфе (там всего 6 станций) вагоны сходят с рельсов и переворачиваются. Что уж говорить о подземках мегаполисов. Тем более что, по мнению инженеров-метро­строителей, рост происшествий связан с ростом самого метро.

Повысить безопасность в подземке можно лишь одним способом: строго соблюдать установленные правила и технические регламенты, принятые во всём мире. «В этих регламентах детально прописано, как заменять повреждённые детали, как часто их требуется проверять. Кроме того, там прописана и персональная ответственность руководителей транспортных предприятий за несоблюдение правил безопасности», - подчёркивает М. Блинкин.

С. Собянин в понедельник заявил, что в ближайшее время подземку ждут кадровые перестановки: «Обидно, что это произошло не из-за каких-то системных, сложных инженерных сбоев, а, на мой взгляд, всё-таки от недостатка дисциплины, от безалаберности отдельных сотрудников. Но обиды обидами, а нужно продолжать жить, работать, принимать решения и исправлять их».

Страшная трагедия показала, что в экстренных ситуациях случайные попутчики и незнакомые друг другу люди действуют сообща. И без раздумий руковод­ствуются такими вечными правилами жизни, как взаимовыручка, сострадание к ближнему и чувство долга по отношению к тем, кто по­страдал больше тебя.

Пассажиры помогали друг другу выбираться из вагонов и тоннеля. А врачи и психологи, узнав об аварии, стали размещать в соцсетях обращения о том, что готовы принять пострадавших. Вот какой была реакция обычных москвичей на страшное происшествие в московском метрополитене. Приведём лишь несколько цитат, доказывающих, насколько близко к сердцу люди приняли случившееся.

Кстати
В первые часы после трагедии в зоне аварии московские таксисты-частники, как это бывало и ранее, существенно подняли цены на перевозку. По распоряжению московских властей, в этой связи были пущены временные бесплатные автобусные маршруты. А руководители нескольких коммерческих компаний, занимающихся частным извозом, отдали распоряжение своим водителям бесплатно доставлять пострадавших. Позже к процессу подключились и многие москвичи-волонтёры, предоставившие для развоза пассажиров свои личные автомобили. По словам очевидцев, водители, ехавшие на работу, самостоятельно забирали людей с места происшествия и развозили по домам.
Всего в ликвидации послед­ствий аварии приняли участие более 700 сотрудников МЧС, почти 300 единиц техники и 102 бригады «скорой помощи», первая из которых прибыла на место уже через 10 минут после трагедии.

Эгоистов под землёй не было

Павел Кожин, старший инспектор отдела департамента кадровой политики МЧС России:

- Конечно, у любого человека в такой ситуации первая мысль - найти выход и уносить отсюда ноги. Но я не позволил себе паниковать, вместе с сослуживцами начал успокаивать людей. Когда открыли двери, мы на руках несли к станции тех, кто сам не мог идти. Потом я вернулся обратно - показал своё удостоверение, и мне разрешили присоединиться к спасателям. Доставали раненых, носили их наверх. В подземке было очень много самых обычных людей, которые не убежали, а несколько часов продолжали выносить пострадавших.

Андрей Зенин, пострадавший:

 - Все были в шоке, но не впадали в панику. Светили мобильниками, чтобы понять, что происходит, раненых аккуратно вытаскивали на себе, кого-то под руки вели.

Сергей Солодов, очевидец катастрофы:

- Нам удалось разблокировать двери, после чего мы сами стали выносить раненых. Нашли дверь, ведущую в служебное помещение, начали по ней стучать. Нас услышали рабочие, строившие новую линию, они и вывели нас на поверхность.

Андрей Искорнев, пластический хирург:

- Друзья, если у кого есть знакомые или близкие, пострадавшие 15 июля на ст. м. «Славянский бульвар» в московском метро, передайте, что я готов взять на бесплатную операцию в свою клинику людей с колото-резаными травмами лица. Это важно сделать в первые дни, чтобы лица не были обезображены грубыми рубцами и была возможность сшить нервы.

В специальном репортаже АиФ.ru: Очевидцы трагедии:  «Стало страшно, когда из пробоин в стене начала хлестать вода»

Общее количество происшествий, связанных: с работой и состоянием подвижного состава / с работой и состоянием путей в метро

Год

Пекин
(Китай)

Берлин
(Герма-
ния)

Лондон
(Великоб-
ритания)

Мехико
(Мекси-
ка)

Мадрид
(Испа-
ния)

Москва
(Россия)

Нью-
Йорк (США)

Париж
(Франция) (RATP - метро)

Париж (Фран-
ция) (RER - электрички)

Сан-
Паулу
(Брази-
лия)

2013

23/ 3

1353/ 6

3736/ 270,13

894/ 314

1768/ 210

1202/10

2630/ 9188

1202/ 221

1453/ 72,67

437/ 21

2012

12/ 2

1225/ 8

3640/ 274,28

908/ 175

н/д/ н/д

1423/ 9

2448/ 8085

1301/ 219

1196/ 71

495/ 22

2011

21/ 1

1339/ н/д

4288/ 370

2163/ 436

н/д/ н/д

1750/ 18

2360/ 7528

1169/ 173

1235/ 83

631/ 0

2010

27/ 0

1315/ н/д

5123/ 425

5176/ 567

н/д/ н/д

1914/ 2

2357/ 8348

1299/ 178

1103/ 89

547/ 2

2009

18/0

1227/1

4653/ 483

5404/ 496

н/д/ н/д

2030/ 6

2747/ 8858

1256/ 181

1390/ 95

301/ 0

2008

35/0

1096/1

5725/ 506

6100/ 1844

3860/ 125

2014/ 5

2981/ 8501

1152/ 167

1504/ 49

268/ н/д

2007

18/0

1301/10

6985/ 552

6001/ 733

5017/ 123

2285/ 13

2553/ 5689

1069/ 168

1500/ 73

356/ 0

Включает происшествия, связанные с работой и состоянием всего оборудования на подвижном составе/ Включает происшествия в результате дефектов пути на линии, в депо или на подъездных путях, которые привели к задержке движения на 5 минут или более, и происшествия, связанные с двигателями приводов стрелок.

Источник: CoMET and Nova - крупнейшие мировые организации по комплексной программе сравнения международного железнодорожного транспорта.

 

Какие выводы из аварии сделают специалисты? И что изменится в столичной подземке? Об этом - в следующих номерах «АиФ».