«Я вишу на стене». Как спасали российского альпиниста Александра Гукова

Александр Гуков. © / Кадр Первого канала

31 июля 2018 года стало известно, что российский альпинист Александр Гуков, заблокированный на склоне горы Латок-1 в Пакистане, спасен.

   
   

«Саня в госпитале в Скарду. Очень ослаб, разговаривает с трудом»

О благополучном завершении спасательной операции сообщила член Федерации альпинизма России Анна Пиунова. На сайте Mountain.ru Пиунова, выступавшая в качестве одного из координаторов операции по спасению Александра Гукова, написала: «Спасли!!! Саня в госпитале в Скарду. С ним Костя Маркевич. Особых обморожений нет, пустяки. Очень ослаб, разговаривает с трудом. Дорогие мои, знакомые и незнакомые, спасибо вам за вашу поддержку, это всё было не зря! Я потом напишу про всех, кто помогал, кто был задействован в этой операции, а пока низкий поклон пакистанским лётчикам Askari Aviation Pakistan, они сделали невозможное. Спасибо посольству России в Пакистане и лично Вадиму Викторовичу Зайцеву, спасибо МИД России, без вас никак».

О том, что альпинист оказался в одиночестве на высоте около 6300 метров, стало известно 25 июля. У Гукова был с собой спутниковый телефон, с которого он присылал краткие сообщения. Из них стало известно, что его напарник погиб, а сам он лишился снаряжения, необходимого для спуска вниз, и может надеяться только на помощь спасателей.

Неприступная вершина Латок-I

Гора Латок-I в Пакистане ежегодно привлекает к себе альпинистов экстра-класса. Несмотря на то, что ее высота (7145 м) далека от высочайших пиков Гималаев, покорить ее невероятно сложно. В 1979 году экспедиция из Японии достигла вершины по южному маршруту. Преодолеть северный маршрут, по которому шли Александр Гуков и его партнер Сергей Глазунов, не удавалось пока никому. Попыток были десятки, но все они завершались неудачами. Сложности, в первую очередь, связаны с крайне неустойчивой погодой. Облачность появляется внезапно, и заставляет альпинистов выжидать подходящих условий в течение длительного времени. При потеплении же на горе начинаются мощные камнепады.

«Альпинизмом занялся случайно»: история обладателя «Золотого Ледоруба»

В интервью порталу Mountain.ru Александр Гуков, в обычной жизни старший помощник капитана на газовозах, рассказывал о том, как пришел в альпинизм: «Альпинизмом занялся случайно, мечтал о путешествиях, по приезде в Новороссийск познакомился со спасателями, они мне и предложили съездить с ними на Эльбрус. Съездил, но не с ними, а с краснодарским сбором, зимой 1998 года... После окончания академии переехал в Санкт-Петербург, где и познакомился со всеми своими друзьями, с которыми до сих пор в горы и хожу. Горный опыт. С 2001 почти каждый год (а иногда и по два-три раза в год) посещал а/л Безенги, где в основном и набирался опыта. Там же с 2007 года начали ходить в горы зимой. В 2010 впервые попал в Непал, п. Чолатзе по северной стене с В. Шамало и В. Ковалем».

   
   

В 2015 году Гуков добился большого успеха. Вместе с Алексеем Лончинским он был награжден престижной мировой премией Pioletd’Or за лучшее восхождение сезона. «Золотой ледоруб» россияне получили за первопрохождение Шай Герл на западной стене Тамсерку в Гималаях (высота пика — 6618 метров).

Неудачная экспедиция 2017 года

Сразу после этого Александр стал искать новую, более сложную цель. Ею и стал северный маршрут Латок-1.

В 2017 году Гуков штурмовал вершину в тройке вместе с Валерием Шамало и Антоном Кашевником. Они добрались до высоты 6800 метров, но не смогли идти дальше из-за непогоды. Кроме того, у Шамало началась пневмония. При спуске ситуация была критической, из-за обморожений Шамало затем пришлось даже ампутировать несколько фаланг пальцев на руках и ногах. Тем не менее, все трое выжили.

Александр Гуков отступать не собирался, подведя итог экспедиции 2017 года: «Одно теперь я знаю точно: Латок-I по северному гребню реален. Сложный и изнурительный, но реальный... На этот раз не взошли, но думаю, что у нас есть все шансы сделать это в следующий раз».

«Мне нужна помощь. Мне нужна эвакуация»

В нынешней экспедиции также должны были принимать участие трое: вместе с Гуковым штурмовать Латок-I были намерены братья Сергей и Евгений Глазуновы. Последний, однако, не поехал по семейным обстоятельствам.

В итоге 10 июля восхождение начали Александр Гуков и Сергей Глазунов. 15 июля альпинисты сообщили, что, оставив тяжелые вещи в базовом лагере на высоте 5500 метров, они намерены налегке отправиться на вершину, имея при себе запас еды на пять дней.

22 июля Гуков и Глазунов сообщили, что они на высоте 6500 метров, и на следующий день намерены покорить вершину. Но непогода практически лишила альпинистов возможности двигаться вперед.

Как уже говорилось выше, 25 июля Гуков запросил помощи. От него поступили три кратких сообщения: «Серега улетел», «Я вишу на стене», «Мне нужна помощь. Мне нужна эвакуация».

Трагедия произошла во время спуска. Сергей Глазунов сорвался и погиб. Александр Гуков остался без большей части снаряжения, которое находилось у погибшего товарища.

Спасатели успели

Ему удалось закрепиться на гребне, где не было опасности камнепада. Там он и провел без малого неделю на грани жизни и смерти, ожидая помощи.

Параллельно с Гуковым и Глазуновым Латок-I штурмовала еще одна российская группа в составе Виктора Коваля, Константина Маркевича и Александра Парфенова. Однако и эта тройка не сумела добраться до вершины.

Пакистанские вертолетчики проявили высочайшее мастерство, снимая Александра Гукова с крошечной площадки. Любое неосторожное движение могло повлечь смерть и альпиниста, и самих спасателей. К счастью, на этот раз все получилось.

Смотрите также: