Уже не раскольники. Как живут земляки легендарного протопопа Аввакума

© / Эльфия Гарипова / АиФ

«Веру не поделили»

От областного центра до Григорово — около полутора часов на рейсовом транзитном автобусе. Село расположено в пяти минутах ходьбы от трассы и давно стало местом паломничества местных и не только любителей истории старообрядчества.

   
   

«Едут и едут, — опираясь на клюку, рассказывает пожилая женщина в ярко-алом платке, взявшаяся проводить меня до села. — Летом много старообрядцев из райцентра Большое Мурашкино приезжает. Свой крестный ход проводят у памятника Аввакуму. Красиво! Мы тоже приходим посмотреть. Но мы сами-то не раскольники».

Старообрядцев в Григорове сейчас нет, хотя именно здесь в 1620 году родился протопоп Аввакум Кондратьев, пламенный православный подвижник, борец с церковной реформой Никона.

«А Никон-то по соседству родился, тоже из наших мест, — продолжает старушка, упорно уклоняясь от фотоаппарата, — из села Вельдеманово. Знали с Аввакумом, поди, друг друга, а вот веру и не поделили».

Репродукция картины Сергея Милорадовича «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898. Государственный музей истории религии. Фото: Public domain

Справка
Приверженец традиций старой веры, не одобрявший необходимость реформ по греческим богослужебным книгам, Аввакум резко критиковал патриарха Никона, за что и был вместе с семьей подвергнут преследованиям и гонениям. Опального протопопа держали на цепи в подземелье монастыря, требуя признания церковных реформ. Затем сослали с семьей в Сибирь, где за подвижническую деятельность морили голодом, избивали. На церковном соборе Аввакум был расстрижен, предан церковному проклятию и сослан вместе со сподвижниками за Полярный круг в Пустозерск, где он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме 14 лет. В 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича Аввакум был заживо сожжен в срубе вместе со своими соратниками «за великие на царский дом хулы».

В 1916 году Аввакум был причислен старообрядческой церковью к лику святых.

   
   

Аввакум имел большое литературное дарование: его «Житие протопопа Аввакума, им сами написанное» считают выдающимся явлением древнерусской литературы. По признанию другого великого нижегородца А. М. Горького, «язык и стиль писем протопопа Аввакума и его «Жития» остаётся непревзойдённым образцом пламенной и страстной речи борца».

Обычное российское село

В Григорове вперемешку стоят привычные русские избы и двухэтажные каменные дома на несколько семей. К каждому дому подведены газ и водопровод. Хотя кое-где взгляд цепляют традиционные деревянные козырьки колодцев. Говорят, вода в них родниковая, поэтому оттуда её берут — «для здоровья».

Сейчас Григорово выглядит так. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

В полдень на улице довольно пустынно: лишь у магазина собрались владельцы коров на обязательную прививку. Флегматичные коровы медленно выщипывают первую апрельскую траву.

Местные жители, хотя и не раскольники, но всё же их потомки: малоразговорчивы и стеснительны. Правда, охотно показывают дорогу к сельской администрации, которая находится рядом с православной церковью Иконы Казанской Божьей Матери. Церковь недействующая и имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Она красива, но выглядит довольно запущенной, хотя строительные леса вокруг одного из куполов намекают на попытки ремонта. За церковью, на другом берегу пруда, на возвышении стоит памятник протопопу Аввакуму, установленный в 1991 году.

Церковь Иконы Казанской Божьей Матери. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Заместитель главы григоровской администрации Александр Тихонов — подтянутый мужчина средних лет. Уроженец здешних мест, он переживает за судьбу родного села.

«В Григорове прописано около пятисот человек, но живёт значительно меньше, — рассказывает Тихонов. — После перестройки крепкий колхоз, занимавшийся выращиванием зерновых и животноводством, захирел. В сельскохозяйственном производственном комплексе ещё теплится жизнь, но там работают от силы человек пятьдесят. Молодёжи в селе почти нет: все стремятся уехать жить и работать в райцентр Большое Мурашкино или в Нижний Новгород. Остальные сельчане, чтобы выжить, поголовно держат скотину и кормятся со своего огорода. В общем, происходит всё то же самое, что и в любом российском селе. Надеемся, что в связи с последними заявлениями правительства о необходимости продовольственной безопасности страны будут какие-то подвижки и помощь селу со стороны государства».

На улицах Григорова: коров привели на прививку. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Ещё Тихонов мечтает, чтобы Григорово включили в свои маршруты туристические компании: это помогло бы сделать село и его историю более известными, открыло новые возможности для его развития. Но он понимает, что это вряд ли случится, пока в селе не будет построена необходимая инфраструктура, например гостиница. Но в самом селе денег на это нет, а спонсоров на горизонте не видно.

А пока григоровцы делают сами, что могут: ухаживают за памятником, расчистили родник, который, говорят, ещё при Аввакуме бил из-под земли, поставили ещё один крест около церкви — «просто по велению души».

Говорят, что этот родник помнит Аввакума. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Отец, сын и самолёт

Водитель Зиновий Егоров тридцать лет назад приехал в Григорово с молодой женой из Чувашии. «Чувашия всегда была более густонаселённой, особенно в то время, — говорит водитель, — с жильём было туго. А в Григорове я нашёл и работу в колхозе, и жильё. До сих пор занимаюсь автоперевозками. А Григорово считаю своей малой родиной».

Зиновий Егоров приехал в Григорово тридцать лет назад. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

У Егорова в Григорове родились два сына: один работает в колхозе трактористом, а другой закончил политехнический университет, стал авиаконструктором.

«Вот наш инженер погостить приехал», — Зиновий горделиво машет рукой в сторону молодого человека, с улыбкой слушающего беседу за рулём зелёных «Жигулей».

Петру 27 лет, работает инженером-конструктором в Нижнем Новгороде, и, по его признанию, он пока «not married» (англ. — «не женат»). Время от времени парень весело вставляет в свою речь английские слова — ему это «по приколу».

«У меня даже прописка до сих пор григоровская, — говорит Пётр. — Люблю бывать у родителей, да и природа здесь великолепная. Иногда пробегаю почти марафонскую дистанцию около 40 километров от Григорова до Мурашкина: ощущения неописуемые!»

Пётр показывает на лоджию квартиры на первом этаже: «Видите этот самолёт? Это я рисовал граффити, для родителей. Но не доделал ещё: обязательно дорисую рядом с самолётом фигуристку Юлю Липницкую». Почему именно Липницкую? Очень уж нравится семье Егоровых фигурное катание и особенно эта талантливая девочка.

Пётр Егоров украшает родное село яркими граффити. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Про Аввакума отец и сын Егоровы слышали, но знают мало.

«В детстве мы с ребятами не так много о нём знали, — рассказывает Пётр, с улыбкой погружаясь в воспоминания, — всё больше на санках да лыжах катались с косогора, где памятник Аввакуму стоит. Он как раз смотрит в другую сторону, вот мы и баловались «без пригляда», как хотели».

Памятник Аввакуму стоит на косогоре посреди села. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Отец Петра, Зиновий, считает, что «у каждого свой Бог в душе».

«Я человек простой и не очень понимаю, что там за раскол был и чем Аввакум провинился, — рассуждает Зиновий, — но когда мне бывает не по себе, я дойду обычно до церкви, постою тихонько рядом. А потом ноги сами несут на тот косогор с памятником Аввакуму. Так там спокойно: вроде бы прямо посредине деревни косогор этот, а будто вокруг него купол какой».

Аввакум смотрит на своих односельчан сквозь время. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Учительница

Почти напротив памятника стоит деревянный зелёный дом, в котором живёт бывший учитель биологии и географии Анна Константиновна Шевцова. Ей 78 лет, ныне она скромная пенсионерка. В своё время Шевцова возглавляла исполком сельсовета, и именно тогда началось возрождение интереса к личности Аввакума. В школе на уроках Анна Константиновна рассказывала детям о нём даже в те годы, когда такие разговоры не особенно приветствовались. Часто водила классы на косогор к памятнику знаменитому земляку, чтобы дети почувствовали дух времени и силу характера Аввакума.

Анна Константиновна Швецова прожила всю жизнь в Григорове. Фото: АиФ / Эльфия Гарипова

Анна Константиновна встречает в огороде с лопатой: пришли рабочие погреб ремонтировать, земля нужна, чтобы присыпать яму под фундамент.

«Не люблю я сниматься-то, — кокетничает пожилая женщина, — и одежда-то на мне не нарядная, я же копаю тут».

«Огород спасает, — признаётся пенсионерка. — Пенсию хоть и платят в срок, а всё же без своих картошки да огурцов не обойтись».

Вот поэтому и затеяла хозяйка ремонт погреба, чтобы было, где хранить припасы.

Анна Константиновна — верующая, часто бывает около памятника опальному протопопу.

«Ну так что ж, что он раскольник, — рассуждает, сложив руки на коленях, пожилая женщина, — он всё равно русский человек. Опять же — он православный, вера-то всё равно одна, хоть и ответвления разные. Русские люди должны вместе одной памяти держаться».

Практически все ученики Анны Константиновны из Григорова разъехались. Теперь у каждого новое место жительства и другая жизнь. Но учительница уверена: всё равно никуда не денется григоровский характер — такой же, как у знаменитого протопопа.

Смотрите также: