«Веру не поделили»
От областного центра до Григорово — около полутора часов на рейсовом транзитном автобусе. Село расположено в пяти минутах ходьбы от трассы и давно стало местом паломничества местных и не только любителей истории старообрядчества.
«Едут и едут, — опираясь на клюку, рассказывает пожилая женщина в
Старообрядцев в Григорове сейчас нет, хотя именно здесь в 1620 году родился протопоп Аввакум Кондратьев, пламенный православный подвижник, борец с церковной реформой Никона.
«А
В 1916 году Аввакум был причислен старообрядческой церковью к лику святых.
Аввакум имел большое литературное дарование: его «Житие протопопа Аввакума, им сами написанное» считают выдающимся явлением древнерусской литературы. По признанию другого великого нижегородца
Обычное российское село
В Григорове вперемешку стоят привычные русские избы и двухэтажные каменные дома на несколько семей. К каждому дому подведены газ и водопровод. Хотя
В полдень на улице довольно пустынно: лишь у магазина собрались владельцы коров на обязательную прививку. Флегматичные коровы медленно выщипывают первую апрельскую траву.
Местные жители, хотя и не раскольники, но всё же их потомки: малоразговорчивы и стеснительны. Правда, охотно показывают дорогу к сельской администрации, которая находится рядом с православной церковью Иконы Казанской Божьей Матери. Церковь недействующая и имеет статус памятника архитектуры федерального значения. Она красива, но выглядит довольно запущенной, хотя строительные леса вокруг одного из куполов намекают на попытки ремонта. За церковью, на другом берегу пруда, на возвышении стоит памятник протопопу Аввакуму, установленный в 1991 году.
Заместитель главы григоровской администрации Александр Тихонов — подтянутый мужчина средних лет. Уроженец здешних мест, он переживает за судьбу родного села.
«В Григорове прописано около пятисот человек, но живёт значительно меньше, — рассказывает Тихонов. — После перестройки крепкий колхоз, занимавшийся выращиванием зерновых и животноводством, захирел. В сельскохозяйственном производственном комплексе ещё теплится жизнь, но там работают от силы человек пятьдесят. Молодёжи в селе почти нет: все стремятся уехать жить и работать в райцентр Большое Мурашкино или в Нижний Новгород. Остальные сельчане, чтобы выжить, поголовно держат скотину и кормятся со своего огорода. В общем, происходит всё то же самое, что и в любом российском селе. Надеемся, что в связи с последними заявлениями правительства о необходимости продовольственной безопасности страны будут
Ещё Тихонов мечтает, чтобы Григорово включили в свои маршруты туристические компании: это помогло бы сделать село и его историю более известными, открыло новые возможности для его развития. Но он понимает, что это вряд ли случится, пока в селе не будет построена необходимая инфраструктура, например гостиница. Но в самом селе денег на это нет, а спонсоров на горизонте не видно.
А пока григоровцы делают сами, что могут: ухаживают за памятником, расчистили родник, который, говорят, ещё при Аввакуме бил
Отец, сын и самолёт
Водитель Зиновий Егоров тридцать лет назад приехал в Григорово с молодой женой из Чувашии. «Чувашия всегда была более густонаселённой, особенно в то время, — говорит водитель, — с жильём было туго. А в Григорове я нашёл и работу в колхозе, и жильё. До сих пор занимаюсь автоперевозками. А Григорово считаю своей малой родиной».
У Егорова в Григорове родились два сына: один работает в колхозе трактористом, а другой закончил политехнический университет, стал авиаконструктором.
«Вот наш инженер погостить приехал», — Зиновий горделиво машет рукой в сторону молодого человека, с улыбкой слушающего беседу за рулём зелёных «Жигулей».
Петру 27 лет, работает
«У меня даже прописка до сих пор григоровская, — говорит Пётр. — Люблю бывать у родителей, да и природа здесь великолепная. Иногда пробегаю почти марафонскую дистанцию около 40 километров от Григорова до Мурашкина: ощущения неописуемые!»
Пётр показывает на лоджию квартиры на первом этаже: «Видите этот самолёт? Это я рисовал граффити, для родителей. Но не доделал ещё: обязательно дорисую рядом с самолётом фигуристку Юлю Липницкую». Почему именно Липницкую? Очень уж нравится семье Егоровых фигурное катание и особенно эта талантливая девочка.
Про Аввакума отец и сын Егоровы слышали, но знают мало.
«В детстве мы с ребятами не так много о нём знали, — рассказывает Пётр, с улыбкой погружаясь в воспоминания, — всё больше на санках да лыжах катались с косогора, где памятник Аввакуму стоит. Он как раз смотрит в другую сторону, вот мы и баловались «без пригляда», как хотели».
Отец Петра, Зиновий, считает, что «у каждого свой Бог в душе».
«Я человек простой и не очень понимаю, что там за раскол был и чем Аввакум провинился, — рассуждает Зиновий, — но когда мне бывает не по себе, я дойду обычно до церкви, постою тихонько рядом. А потом ноги сами несут на тот косогор с памятником Аввакуму. Так там спокойно: вроде бы прямо посредине деревни косогор этот, а будто вокруг него купол какой».
Учительница
Почти напротив памятника стоит деревянный зелёный дом, в котором живёт бывший учитель биологии и географии Анна Константиновна Шевцова. Ей 78 лет, ныне она скромная пенсионерка. В своё время Шевцова возглавляла исполком сельсовета, и именно тогда началось возрождение интереса к личности Аввакума. В школе на уроках Анна Константиновна рассказывала детям о нём даже в те годы, когда такие разговоры не особенно приветствовались. Часто водила классы на косогор к памятнику знаменитому земляку, чтобы дети почувствовали дух времени и силу характера Аввакума.
Анна Константиновна встречает в огороде с лопатой: пришли рабочие погреб ремонтировать, земля нужна, чтобы присыпать яму под фундамент.
«Не люблю я сниматься-то, — кокетничает пожилая женщина, — и
«Огород спасает, — признаётся пенсионерка. — Пенсию хоть и платят в срок, а всё же без своих картошки да огурцов не обойтись».
Вот поэтому и затеяла хозяйка ремонт погреба, чтобы было, где хранить припасы.
Анна Константиновна — верующая, часто бывает около памятника опальному протопопу.
«Ну так что ж, что он раскольник, — рассуждает, сложив руки на коленях, пожилая женщина, — он всё равно русский человек. Опять же — он православный,
Практически все ученики Анны Константиновны из Григорова разъехались. Теперь у каждого новое место жительства и другая жизнь. Но учительница уверена: всё равно никуда не денется григоровский характер — такой же, как у знаменитого протопопа.
Смотрите также:
- Два человека на квадратный километр. Как живётся отшельникам в заброшенном посёлке →
- Бомжьи люди: как без помощи государства организовать приют →
- До свидания, бабушка! →