Шереметевы возвращаются. Потомок графа следит за ремонтом фамильной усадьбы

Граф Шереметев следит за ремонтом родового имения. © / Юлия Демьянова / АиФ

Оценить ход реконструкции усадьбы и парка «Останкино» из штата Калифорния приехал потомок рода Шереметевых с супругой. Его предок, русский дворянин и меценат XVIII-XIX веков Николай Шереметев, чью усадьбу сейчас реставрируют, создал в ней деревянный дворцовый театр и даже женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.

   
   

Графские развалины

Внутри бывшая дворянская усадьба и впрямь напоминает развалины: в полумраке видны голые стены — большинство картин сняты, повсюду аккуратно разложены элементы интерьера XVII–XIX веков. Шереметевы переходят из зала в зал, каждый шаг отзывается скрипом старого паркета.

В России граф Георгий Шереметев бывает часто. По-русски он говорит чисто и как-то по-книжному. «Исторические корни легко не выдернешь. Они внутри, мы стараемся хранить традиции рода. И детей приучаем любить историческую родину, — рассказывает граф, поднимаясь по ступеням в очередной зал усадьбы. — Все Шереметевы были настоящими патриотами и преданы своей стране — за веру, царя и Отечество…»

Дальняя часть усадьбы густо заросла лесом. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких. По профессии она искусствовед, преподаёт историю искусства в Сан-Франциско. Про своих детей Мария Николаевна говорит, что они «очень русские», и в доме Шереметевых принято общаться на этом языке.

«А тут что — газета выглядывает?» — граф оборачивается к директору музея-усадьбы Геннадию Вдовину, показывая на отверстие в фанерной стене. «В прежние времена газеты на стены клеили вместо шпаклёвки и грунтовки, — отвечает тот. — Видимо, ещё дореволюционная». Графу явно интересны «русские технологии» оклейки обоев. Он достаёт из кармана небольшой фонарик, светит на стену. «Нет, — разочарованно качает головой, — советская». На пожелтевшем листе хорошо читается: «Новый рекорд фрезеровщика орденоносца тов. Гудова… Требуйте в книжных магазинах. 25 копеек». Идём дальше.

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Театр и крепостная Параша

Знаменитый на весь мир частный театр графа Николая Шереметева представляет собой небольшую комнату. Именно на этой площадке играла в составе труппы крепостных будущая жена графа Прасковья Жемчугова. Костюмы и декорации не сохранились — во время войны 1812 года сгорел флигель с гардеробной. В глубине зала видна лишь римская колесница — один из уцелевших реквизитов.

   
   

Зато сохранилось машинное отделение с механическими приспособлениями театрального дела XVIII века — машинами грома и дождя. «Смотрите, как просто, — директор музея отводит Шереметевых в угол зала. — Тут с потолка идёт узкий колодец с жестяными пластинами в стенах. Шум дождя получали, когда сверху сыпали горох».

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Его реконструкция почти завершена. В данный момент администрация музея занимается восстановлением старых деревьев. Через пять лет обновлённое дворянское гнездо Шереметевых откроет двери для всех.

«Устроили тут Химкинский лес»

Другая часть поместья Шереметевых, парк «Останкино», тоже находится на реконструкции. Граф Шереметев следит за ходом работ с декабря. Парк будет состоять из современной части с игровыми площадками и зоной вай-фай и исторической части — дореволюционной и советской.

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Придя сюда полгода назад с проектом реконструкции, мы ужаснулись», — вспоминают архитекторы. Культурный памятник был плотно застроен кафе, деловыми офисами и целыми развлекательными комплексами с площадками для пейнтбола. «Помните, здесь кафе стояло?» — обращается к Шереметеву главный архитектор реставрации Андрей Коровянский. «Помню, помню», — кивает тот. «Снесли, — в голосе архитектора звучит насмешка. — Когда мы сказали, что будем сносить незаконные постройки, над нами посмеялись».

Появляется очередное кафе с характерным названием «Лав». С балкона доносится шансон и отборный мат. «В этом месте заканчивается променадная часть парка, гранит под ногами меняется на серую плитку», — невозмутимо продолжает Коровянский. Тут прямо на дворцовую аллею въезжает джип и упирается в Шереметевых. Граф галантно предлагает супруге руку. Не глядя в сторону «Лав», они удаляются вглубь парка.

Внутри усадьба действительно похожа на графские развалины. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Дальняя его часть заросла лесом. Вернуть сюда пейзажный парк с лужайками и открытыми пространствами можно только после вырубки поросли. «Решаем этот вопрос с экологами: по законам Москвы, ствол толще 8 сантиметров считается деревом, трогать его запрещено, — объясняет архитектор. — Но чтобы открыть пейзажи, парк нужно чистить. Иначе исторических дубов просто не видно, хотя в советские годы между ними в футбол играли». Старые деревья отмечены маркерами в виде штрих-кодов, каждое стоит на учёте у экологов.

«Тут ещё вот какое дело. Только раздастся звук топора — сразу появятся политические активисты с лозунгами вроде «Не дадим загубить Останкинский парк», — Андрей Коровянский машет рукой в сторону города. — Мы это уже проходили, когда детскую площадку в новой части делали. Устроили нам тут Химкинский лес. Сначала из «Яблока» пришли. Потом, правда, Митрохин увидел, как происходит реконструкция, и стал помогать. Следом появились «защитники леса» из КПРФ и «Женщин России». Давайте, кричат, защищать парк Останкино. От чего защищать, сами не знают…» На протяжении эмоционального монолога архитектора граф Шереметев хмурится, потом долго молчит. «Я понимаю… — произносит он наконец. — Да, понимаю».

В этой усадьбе находится знаменитый театр графа Николая Шереметева. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«С каждым поколением всё труднее сохранять русские традиции»

За самоваром и блинами в кафе «Русский чай» Георгий Шереметев рассказывает журналистам о непростых отношениях с прошлым. «Здесь земля наших предков. Мы рады бывать в России и приобщаться к условиям, в которых они жили и которые перевезли за границу. В Америке сохранять традиции нелегко. Происходит ассимиляция, отражается на следующих поколениях», — рассуждает граф. Загибая пальцы, он перечисляет имена своих детей — Александр, Николай, Ариадна, Тамара. Мужские имена Георгий и Александр в семье Шереметевых передаются старшим сыновьям через поколение.

После обеда прогулка Шереметевых по владениям предков продолжилась. В нехоженой части парка, где нет дорог, графине пришлось идти по грязи. «Как пахнет лесом. Правда, хорошо?» — говорила она, обходя лужи. Шереметев здоровался за руку со встречающимися рабочими. Те отряхивались, протягивали руку и удивлённо провожали взглядом мужчину в светлом костюме.

Справка АиФ.ru

Усадьба «Останкино» графа Николая Петровича Шереметева, построенная в конце XVIII века архитекторами Д. Кваренги, Ф. Кампорези и другими, была названа жемчужиной Подмосковья сразу после завершения строительства.

Обновленная дворянская усадьба Шереметевых откроется через пять лет. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Останкино» — один из ключевых объектов культурного наследия столицы. Так, помимо интерьеров и наружного убранства усадебного дворца в стиле зрелого классицизма, здесь находится единственный в мире деревянный дворцовый театр. В советское время дворянская усадьба была объявлена музеем творчества крепостных мастеров.

Сегодня в усадьбе идёт масштабная реставрация. Для работы над проектом реставрации усадьбы, включающей парковый ансамбль, планируется привлечь лучших специалистов крупнейших мировых парковых комплексов — Версаля (Франция) и Потсдама (Германия). После завершения реставрации дворца и территории парка усадьба будет развиваться как единый комплекс. Полный цикл реставрационных работ по музею-усадьбе «Останкино» планируется завершить в 2015 году.

Смотрите также: