Корреспондент АиФ.ru Виталий Колбасин пообщался с родственниками великого штангиста и вспомнил наиболее яркие высказывания самого советского силача.
Он стал легендой ещё при жизни. Его любила вся страна, его победы удивляли весь мир. Когда он подходил к штанге, то у многих замирало дыхание.
Памятник из тысячи живых сердец
Прославленный спортсмен Василий Алексеев, которого на Западе в 1970-х называли Русским медведем, стоит в бронзе на площадке перед Дворцом культуры города Шахты — здесь штангист последние годы своей жизни тренировал детей.
Спортсмен в радостном волнении поднял руки верх: вес взят! Покорённая штанга лежит у его ног. Композиция символизирует победу человека в спорте.
«Памятник — не столько из бронзы, сколько из подаренных людьми частиц своих сердец и нашей общей веры в будущее», — говорит сын штангиста Сергей Алексеев.
Он продолжил: «Страна, в которой устанавливаются памятники и строятся детские сады, осуществляет связь между прошлым и будущим, такая страна является великой. Пусть этот памятник послужит для наших детей и внуков символом трудолюбия, любви к тем местам, где мы родились, живём и трудимся».
Над созданием памятника работал ростовский скульптор Дмитрий Лындин. На установку памятника удалось собрать 6 миллионов рублей — народных денег. Деньги несли спортивные федерации, рядовые спортсмены и обычные жители маленького городка.
На торжественное открытие съехались и пришли люди разного социального статуса, от простого жителя города Шахты до губернатора. Много гостей из Москвы. В репродукторах играет песня Владимира Высоцкого «Штангист», которую советский бард посвятил Василию Алексееву — самому сильному человеку в мире.
«Штанга, перегруженная штанга — вечный мой соперник и партнёр», — в этих словах песни заключается смысл жизни спортсмена Алексеева.
На костылях, после операции, подошёл и олимпийский чемпион, прыгун в высоту, уроженец города Шахты Андрей Сильнов, знаменосец сборной России на летней Олимпиаде в Пекине-2008. Он аплодирует, когда вдова великого спортсмена Олимпиада Алексеева снимает символическое полотно с постамента.
Олицетворение могущества России
Многие из тех, кто пришёл к шестиметровому монументу, три года назад выстояли часовую очередь, чтобы попрощаться и проводить в последний путь Василия Алексеева, почётного гражданина города. Тогда, в морозный и снежный декабрь 2011 года, церемонию прощания с Алексеевым в Шахтинском драмтеатре пришлось продлить на несколько часов, потому что людской поток всё шел и шёл...
Не только мировые рекорды, которые 80 раз отодвигали пределы физических возможностей, прославили это имя. Всем друзьям, знакомым, коллегам Василий Алексеев запомнился ещё и своими человеческими качествами: чувством собственного достоинства, добротой, широтой мышления, кругозором и тонким, изящным, незлым чувством юмора. Запомнился уважением к его решению — не уезжать жить в Москву, хоть и первые лица СССР не раз звали его работать в столицу. Шахты стали его малой родиной.
Сколько платили за рекорды Алексееву
Из воспоминаний Василия Алексеева:
Я мог поднять штангу и на 10 килограмм больше, но ведь не за каждый рекорд платили.
На Спартакиаде народов СССР установил 8 мировых рекордов, а заплатили за три. По пять рекордов устанавливал за одни соревнования — платили за два.
Пусть не думают, что на штанге я зарабатывал большие деньги. Если на Союзе рекорд установил, то платили 750 рублей. Если на чемпионате мира поднимаешь рекорд, то зачастую оплачивали только саму подготовку к соревнованиям. Сама подготовка к чемпионату мира обходилась в полторы тысячи рублей (в те времена — это годовая зарплата советского инженера).
Устанавливал рекорды, чтобы людям радость принести. А не за каких-то 200 рублей. Хотя это тоже были неплохие деньги, и они были нужны на любых сборах — это ведь кормёжка, а «подошву», что давали в столовой, я не ел. Я никогда досыта не ел, и мне приходилось постоянно набирать свой вес.
Возил семью, и мне жена всегда готовила. Все эти гонорары в основном уходили на питание. Мышечную массу ведь кормить надо.
Мой любимый первый секретарь горкома партии города Шахты Юрий Казанцев говорил так: «Да, Алексеев ест больше, чем я, но он и больше меня в два раза».
Из воспоминаний сына спортсмена, Сергея Алексеева:
Ответ французскому журналисту
1-го секретаря горкома партии города Шахты Казанцева я помню хорошо. Это был сильный руководитель, настоящий коммунист и хозяйственник. Город держал крепко в руках. В 1971 году в Париже на пресс-конференции иностранные журналисты спросили Василия Алексеева: «Месье Алексеев, а есть ли кто-нибудь у вас в Союзе, кто сильнее вас?». На что олимпийский чемпион ответил: «Есть! Это — 1-й секретарь горкома партии Казанцев!».
Папа запомнился тонким чувством юмора. Отвечая на вопросы российских журналистов, которые довольно часто гостили у него вплоть до 2011 года, он отвечал: «Я трёхкратный олимпийский чемпион!». Но все знают, что он чемпион мюнхенской олимпиады и монреальской. Поэтому на недоумённые вопросы гостей, какая же третья медаль Олимпиады, он отвечал: «Это — жена Олимпиада». Нашу маму зовут Олимпиада Ивановна. Это его первая и самая главная победа в жизни — брачный союз с нашей замечательной мамой.
«За 48 лет совместной жизни с Олимпиадой у меня и опыта мужского-то нет, как с другой женщиной жить, — как-то раз признался журналистам великий спортсмен. — На сборах она мне заменяла и тренера, и массажиста, и врача».
В нашей семье сложилась традиция, отец старался брать семью на спортивные сборы. Мы если и разлучались, то ненадолго. Потому что и мама, и мой брат Дмитрий всё время ездили за отцом на сборы, на тренировки. Он старался не оставлять нас дома, ему так было спокойно и комфортно. Когда семья была рядом — это вселяло в него определённую уверенность в достижении высоких спортивных целей и результатов.
Самые тёплые и радостные моменты происходили, когда отец возвращался в Шахты из поездки на соревнования с победой. А таких побед было много.
Книги о русских полководцах
И мама, и папа в доме по отношению друг к другу занимали равную позицию. Насколько я помню себя в детстве, в семье никогда не было крупных скандалов, потому что взаимопонимание являлось тем залогом, который привёл отца к таким высоким результатам.
Когда воспитывали родители меня с братом, то надо сказать, что они нас сильно не баловали. Во главу угла отец и мать ставили отношение к труду. То есть трудолюбие, упорство, достижение поставленной цели — это те моменты, которые должны были определять социальный статус человека.
Отец дважды в день тренировался, и мы видели, что только упорный труд может привести к высокому результату, достижению намеченной цели. В семье не принято было что-то просить, знали, что необходимо всё зарабатывать своим трудом. Отец и мать нас никогда не ругали и не повышали на нас голос. Как сейчас помню — достаточно было одного строгого взгляда отца, чтобы осознать свой детский проступок.
Юмор — это отличительная черта всех добрых людей, каким считаю и своего отца. Не помню, чтобы он кому-то доставил какую-то неприятность. Люди приходили в гости услышать его совета: как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Исходя из своего жизненного опыта, он разъяснял по-простому, как бы он поступил.
Одно из качеств, которые меня всегда восхищали в отце, — это его тяга к расширению своих знаний. Меня всегда удивляло то, что он после двух ежедневных тренировок, напряжённого труда до поздней ночи часто читал литературу. Библиотека и сейчас хранится в родительском доме. Особенно его трогала тема Великой Отечественной войны. Книги о полководцах он прочитывал по нескольку раз с карандашом в руке. Делал какие-то выписки, анализировал.
«Дедушка остался у меня в памяти добрым, с чувством юмора, с замечательной улыбкой, глаза его излучали тепло и свет», — подводит итог нашей беседы внучка Дарья.
Смотрите также:
- Метр за секунду: девочка без руки стремится стать чемпионкой по плаванию →
- День народного единства: что и когда объединяло страну →
- Слаб слух, да силён дух! →