В 1991 г. старший научный сотрудник Ростовского инженерно-строительного института, кореец Роберт Ли, решил оставить научную карьеру и пойти в бизнес. К 42 годам кандидат технических наук жил с супругой и сыном-студентом во флигеле родительского дома с удобствами на улице. Все научные разработки Ли так и остались «в столе», и тогда он решил обрести финансовую самостоятельность и попробовать реализовать свои идеи на практике.
«Я придумал расфасовывать куриный помёт в пакеты и продавать как удобрение для садоводов и огородников. Взял справочник, объездил все областные птицефабрики, которые к 1991 г. были основательно разбазарены. Так я сколотил хоть и копеечный, но первый капитал», — вспоминает Роберт.
Потом он пустил заработанные деньги в новое для России начала девяностых дело: стал первопроходцем на рынке магазинов секонд-хенд. Через год Ли смог вернуть кредит в 30 тыс. долл. и накопить капитал на новый, автодорожный бизнес.
Сплошные и прерывистые «от Ли»
Его компания начала предлагать услуги по нанесению дорожной разметки. Бывший доцент РИСИ хорошо знал сферу дорожного строительства, да и, по его словам, «все отмахивались» от этой работы, поскольку на это выделяли только 1-2% от общей сметы строительства или реконструкции дорог.
«Я изучил рынок и обнаружил, что у нас в регионе 49 организаций, которые занимаются дорожным строительством и содержанием дорог. Получив по 1% от их проектов, я бы увеличил масштабы своего бизнеса до размеров среднего дорожного ремонтно-строительного управления (ДРСУ)», — рассказывает Роберт.
Он нашёл партнёра в Корее, который купил ему всю необходимую технику. Но с условием: 5 лет вся прибыль будет доставаться ему. Сам предприниматель работал за зарплату в 1 тыс. долл. За это время Ли не просто развивал свой бизнес, но и изучал с коллегами полученное оборудование. Теперь компания Роберта использует уже технику собственного производства, работающую при морозах, что стало для дорожной отрасли прорывной инновацией. Ещё у него есть собственная формула производства краски, которая используется в разметке. Прерывистые и сплошные «от Ли» есть не только на многих трассах Южного федерального округа, но и в столице. Дорожная разметка приносит компании сегодня 60% выручки.
Но и на этом Ли не успокоился: купил металлообрабатывающие станки в Китае и начал изготавливать дорожные знаки. Подобные знаки с дополнительной подсветкой в России никто не делает: они дают экономию энергии до 25 раз. Производство инновационных оптико-волоконных знаков, которые придут на смену светодиодным, запатентовано. На федеральной трассе М-4 именно эти знаки подсказывают водителям, что их ждёт на дороге.
Для рыбаков и президента
Пока самое небольшое направление бизнеса Роберта — стальные сборные резервуары для хранения воды (от 5 до 30 тыс. т), изготовляемые по уникальной технологии, которая не требует сварки и позволяет компактно хранить и перевозить конструкцию. «Идея пришла из жизни, — рассказывает Роберт Ли. — Когда начал строить свой дом, то хотел сразу решить вопрос с возможными отключениями воды или её слабым напором». Задуманные вначале как ёмкости для хранения воды, сегодня они применяются в котельных, в системах промышленной водоподготовки, в качестве пожарных ёмкостей и пр.
Гипермаркеты, рыболовецкое предприятие на Итурупе, резиденция администрации президента на Валдае — далеко не все места, где уже стоят резервуары Ли. Пока они приносят компании всего 10% выручки. Но зато это единственное направление, работающее на экспорт: ёмкости поставляются в Белоруссию, Туркмению, Армению, Казахстан, на Кубу, в Южную Корею...
В этом году компания Роберта планирует получить 700-800 млн руб. выручки. Но и на этом бывший доцент, получивший недавно премию «Бизнес-Успех» за экспортный проект, останавливаться не собирается. У Ли ещё много идей. «Если вся идея бизнеса — это заработать много денег, то такой бизнес обречён, — уверен он. — Клиенты создают вам прибыль только потому, что получают что-то ценное для себя. Ответ на вопрос о том, что полезного мой бизнес даёт клиентам, стране, и есть мой рецепт успеха».
Смотрите также:
- «Кадры разъехались». Спасёт ли федеральная помощь бывшие шахтёрские города →
- Изобретения российских подростков «заработали» сотни тысяч рублей →
- Без иллюзий. Эксперты о том, что ждёт рынок жилья в 2015 году →