Ограбили, обидели, смеялись. Жертвы краха «Лабиринта» о своих злоключениях

Очередь у входа в офис турфирмы «Лабиринт» в Москве. © / Владимир Песня / РИА Новости

Туроператор «Лабиринт» в разгар отпусков объявил о приостановке своей деятельности из-за нестабильной политической и экономической ситуации, а также из-за резкого скачка курса валют. Пострадали тысячи людей. Оплаченные путёвки, купленные за месяц или даже за полгода, стали пустышками. Люди за границей остались без оплаченных билетов, гостиниц и какой-либо поддержки.

   
   

Юлия Романова, Калининград

Отдыхала на Крите

Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Наши злоключения начались 2-го августа (этот день я не забуду при всём желании) в 6 утра, когда спросонья мы обнаружили в нашем номере вора. К счастью, в спешке он выронил мой мобильный телефон, но, к нашему ужасу, он успел украсть мою пластиковую карту и практически всю нашу наличку, примерно 200 евро. Не представляю, что было бы, оставь он нас ещё и без связи! Мы тут же поставили в известность нашего гида, представителя туроператора. Татьяна, так её звали, тут же связалась с ресепшеном, а менеджер отеля поднял нас на смех, утверждая, что их отель оснащён новейшей системой безопасности (на уровне нашего балкона была крыша какого-то служебного помещения, а рядом трёхэтажный недострой, с которого вор и проник к нам сквозь открытую балконную дверь). После недолгого разговора с менеджером и его уверений в нашей неадекватности Татьяна задала вопрос, который поставил под сомнение как раз-таки её дееспособность, она спросила: «Девочки, а вы не придумали всё это?». В ответ на это я попросила её назвать мне хоть одну рациональную причину, по который мы могли бы выдумать всё это и настолько реалистично изобразить ужас и шок. О возврате наших денег, а тем более карты и мысли не было, потому что мы знали, что это гиблое дело.

Днём мы поняли, что лёгкая простуда, с которой мы ходили несколько дней, переросла в нечто, очень напоминающее ангину. Мы попросили на ресепшене термометр, чтобы убедиться в своих подозрениях, и вуаля — у обеих температура 38,5. Удивительно, правда, как в один день всё может полететь в тартарары! И вот мы подходим к кульминации нашего «отдыха», а именно известиям о банкротстве «Лабиринта»… Пока моя подруга пыталась связаться с вышеупомянутой Татьяной, я спустилась на ресепшен с целью найти координаты врача.

Осознав, что все попытки тщетны и эти люди абсолютно не идут на контакт (не понимаю, как им вообще открыли лицензию в сфере туризма и обслуживания), я вернулась в номер. Моя подруга, будучи совершенно больна, не стала поддаваться панике и спокойным голосом объявила мне с порога: с завтрашнего дня мы — бомжи! Решив, что это какая-то нездоровая шутка человека в лихорадке, я не обратила на это внимание и как-то отшутилась. На что она продолжила: «Лабиринт» приостановил свою деятельность, компания банкрот, у нас нет ни обратных билетов, ни страховки, наш номер не оплачен. Осознав, что это абсолютно не шутка, мы решили связаться с родными и близкими в России, ведь они должны были обладать большим количеством информации. К нашему ужасу, наши опасения подтвердились, мы действительно оказались в ситуации, которую не раз наблюдали по ТВ, — одни в чужой стране, без средств к существованию и без поддержки принимающей стороны. Плюс ко всему — ещё и ангина. Несколько часов мы штудировали интернет в поисках какой-либо информации о наших дальнейших действиях и вариантов выхода из сложившейся ситуации. Наконец, на сайте «Лабиринта» появилась информация о том, что в воскресенье утром, 3-го августа, будет самолёт в Москву. Возблагодарив богов, мы тут же связались с нашими друзьями в Москве, и они готовы были принять нас. Но в игру снова вступила Татьяна, которая, ответив на телефонный звонок только с пятого раза, цинично сообщила нам: «Девушки, у вас на когда вылет был запланирован? На 7-е августа? Так вот, до этой даты вы на полном самообеспечении, и никуда вы не улетите! Ах да, забыла напомнить, если на рейсах 7-го и будут места, приготовьте около 200 евро каждая — за билеты».

   
   

Не нужно объяснять, что шансы вернуться домой с помощью туроператора не то что таяли на глазах, они в один миг разлетелись вдребезги! В итоге своими силами за пару часов мы нашли себе дешёвые билеты на ночь воскресенья — оставалась одна проблема: до городка, из которого мы должны были вылететь, было 200 километров. Как вы понимаете, в нашем состоянии это всё равно, что 20 тысяч километров. Измученные стрессом и болезнью, мы отправились с пересадками на автобусах за 200 км в город Ханья. Это был апогей наших злоключений. Я невероятна рада, что мы не стали дожидаться помощи туроператора, который только и рад нажиться на чужом горе, и собственными силами вернулись домой. И как же я была удивлена тому, что говорят российские СМИ по поводу данной ситуации. Это так цинично и аморально — лгать с экрана о том, что ситуация под контролем, что достигнуто соглашение с теми же греческими властями о неприкосновенности российских туристов, отдыхающих через «Лабиринт». Поверьте мне, там было плевать на нас всем. Греки упустили свою наживу из-за того, что им не заплатили ни цента за размещение россиян.

Мы собираем документы сейчас для возврата денег, единственное, что нам сказали: из-за того, что вы улетели своим ходом, всю сумму вам точно не вернут. Вот такая логика: существуйте, как хотите, на самообеспечении неделю, ждите рейса, заплатите бешеные деньги, и возможно, вам компенсируют. А с нами в отеле, кстати, были две женщины из Ростова, они абсолютно не знали языка, вплоть до того, что я сама озвучила им информацию о банкротстве «Лабиринта», потому что менеджера отеля они не понимали. Ах да, их также покинула доблестная Татьяна в самый неподходящий момент. В итоге они оплатили номер до 6-го числа в надежде улететь домой.

Екатерина Бондарева, Москва

Отдыхала в Турции

Екатерина Бондарева. Фото: Из личного архива

Путёвку мы купили числа 25 июля. Улетели в Турцию 30-го. Не скажу, что отель был классный, но персонал был очень вежливый. Всегда помогали и слушали. 2 августа мы увидели новости, сначала даже не думали, что это нас коснётся, мы же вроде оплатили всё. Но вечером всем нам подкинули записочки с тем, что на следующий день в 10:00 собрание по поводу банкротства нашего туроператора. Мы утром со спокойной душой пошли на собрание, и тут нам заявляют, что в 12:00 у нас выселение из отеля. Говорят, что у нас не оплачено проживание и не оплачены обратные билеты. Все в панике и в шоке.

Потом выясняется, что билеты назад оплачены, и отель предлагает нам пожить у них, но за собственную плату. Номер на 1 человека в сутки стоил $40, на двоих — $80, на троих — $115. У нас таких денег не было. Люди с полной уверенностью, что у них оплачены билеты назад, стали снимать номера. Мы не стали! Нам продавец на рынке помог найти дешёвое жильё. Думаем, ну ладно, 3 ночи перекантуемся — ничего страшного. Но вечером нам звонят и говорят: «Всё! Быстро собираемся, дали самолёт из России, он вас заберёт в Москву! У вас есть час, рейс в 00:40!» Мы все бегом-бегом собираться. Выехали. Нам говорят: «Мы вас проводим до стойки, посадим на самолёт, вы не переживайте». В итоге нас выпустили из автобуса, закрыли двери и уехали. Когда мы подошли к стойке, нам сказали: «Вы что?! Какой самолёт?! Он полный, и сегодня летят все, кто должен сегодня улететь!»

Мы сутки просидели в аэропорту. Наш гид над нами в открытую смеялся, когда мы просили хотя бы, чтобы он привёз пледы для детей! Отношение гидов — это свинство: так издеваться над людьми!

Наше уважаемое посольство произнесло вот такие слова: «Это не наши проблемы, делайте, что хотите, и больше, пожалуйста, не звоните сюда по этому вопросу!» Целые сутки откуда-то появлялась информация о том, что за нами выслали самолёт, но он так и не прилетел. Спали мы на чемоданах, на полу и на подоконниках, так как во всём терминале сидений всего 20. Приходило местное телевидение, снимали, кто как спит, брали интервью. После чего пробежал какой-то рабочий и сказал, что мы устроили международный скандал. Это всё выложили на «Ютуб» и отправили в Россию, и что к нам едут на помощь. Но никто так и не приехал.

Потом мы с друзьями приняли решение заниматься своим вывозом из Турции сами. Вы не поверите, сколько было слёз!!! Попросили перевести деньги нам, они не проходят! Потом выяснилось, что билетов нет! Потом появились. В общем, на троих мы взяли билеты за 750 долларов. Нам реально повезло, что было кому перечислить деньги, были и те, которым не переводили, они остались сидеть там и ждать «помощи и бесплатного самолёта».

Когда мы проходили регистрацию на рейс, мы поняли, что летят все клиенты «Лабиринта». Почти все жаловались, что им вообще никто не звонил, не говорил, что делать и какие новости. Видели бы вы, как люди аплодировали, орали и свистели, когда мы прилетели в Москву!

А по поводу заявления в суд: стоит ли оно того, чтобы ради нескольких тысяч трепать нервы? Люди, может, и получат компенсацию, но неизвестно, когда, и неизвестно, сколько.

Элеонора Малиновская, Пермь

Сейчас находится в Хургаде

Элеонора Малиновская. Фото: Из личного архива

Я покупала билеты на чартерный рейс напрямую у «Лабиринта», а вот гостиницу забронировала сама, чему сейчас несказанно рада. Ведь так бы я давно оказалась на улице.

Сейчас основная проблема — как выбраться из страны. Я планирую закончить свой отпуск, а что делать потом, неизвестно.

Планируем вылетать сами, потому что в «Турпомощи» нам сказали, что вывозят только тех, кто брал полный пакет, включая перелёт и проживание. Говорят, мол, выбирайтесь сами и подавайте иски по приезду в Россию.

В гостинице находятся ещё шесть россиян, включая двух маленьких детей. Им никто не помогает. Найти представителей «Турпомощи» и как-то с ними связаться в Хургаде практически невозможно.

В отелях не знают адресов и телефонов, хотя обязаны. А номер, который нам давали при вылете, и вовсе не отвечает. Что нам делать? Вдруг у людей уже нет денег на обратный билет? Нам в гостинице прямо сказали: «Звоните родственникам — пусть высылают деньги». И точка.

Испорченный отпуск я постараюсь поскорее забыть. А по приезду в Пермь стоять в очередях и выбивать деньги не буду. Устала я, да и никто ничего не возместит.

Алексей Кульдинов, Челябинск

Планировал отдохнуть в Индии

Алексей составил заявление в страховую компанию. Фото: АиФ / Надежда Уварова

Мы с родственниками оплатили поездку в Индию на январь будущего года. Я подумал, летаем пару раз в году, однозначно по раннему бронированию выходит подешевле. Деньги нужно было платить сейчас, туроператор «Лабиринт». Мама не снимала пенсии за 3 месяца, я возил ей продукты, тётка с подругой откладывали полгода на поездку. Пребывание в Северном Гоа должно было обойтись относительно недорого, всего около 38 тысяч рублей на человека за 20-дневный отпуск в раю. Я сделал ремонт в квартире, живу без гарнитура уже второй год: старый выбросил, на новый, более-менее приличный, никак денег не найду. Вот сейчас опять встал вопрос: гарнитур или Индия. В аккурат денег хватало на что-то одно. Выбрал поездку. Последний раз мы с мамой ездили на Шри-Ланку, причём без всяких туроператоров, я бронировал всё сам: и билеты, и отели, и визу на сайте консульства. Вот и здесь надо было пойти подобным путём, но приемлемая цена очень уж прельстила.

Заплатили. Проходит месяц, туроператоры банкротятся один за другим, я позвонил в фирму, у меня там знакомая работает, и говорю, может, отозвать заявку, вдруг с «Лабиринтом» что-то случится. Мне подружка говорит, всё равно сразу деньги не вернут, вроде оператор крупный, не должно ничего плохого быть. Вот и слетали на океан…

По этой путёвке Алексей с матерью и двумя её подругами должны были улететь на Индийский океан на 20 ночей через полгода. Фото: АиФ / Надежда Уварова

В понедельник с утра собрал все нужные для страховой бумаги, в обед уже принёс документы в челябинский офис «ВСК». Народу, как ни странно, было немного. Претензию у меня приняли, но сказали, что пока никакой информации относительно выплат нет. Если понадобится какая-то ещё бумага или информация, вроде позвонят или ещё как-то свяжутся дополнительно.

Я ещё как-то более-менее перенёс эту неприятность, ну что делать, надо было лучше гарнитур купить. А тётки мои, попутчицы, те вообще в истерике. И маму жалко. Для неё 38 тысяч — огромные деньги. Честно сказать, никто из нас не ждёт, что назад что-то получим, хотя штудируем сайты туроператора и страховых, форумы по Гоа. Теперь и впредь — всё сам бронирую. Никто не объявит о банкротстве и ничего не отберёт.

Наталья Пономарь, Пермь

Планировала отдохнуть в Греции

Наталья Пономарь. Фото: Из личного архива

Я давно планировала поезду в Грецию вместе с семьёй. Делали всё заранее, за несколько недель решили оплатить «бронь». Как итог, общая стоимость путешествия — около 120 тысяч рублей. Отдав все деньги и паспорта для оформления визы, мы спокойно стали ждать скорого отпуска.

Неожиданное известие о банкротстве «Лабиринта» застало нас в выходной. Я сразу же позвонила своему менеджеру в турфирму (по цепочке ведущую как раз к «Лабиринту), где получила неутешительный ответ — все туры отменены.

Вместе с деньгами у нас исчезли и паспорта. Нам пояснили, что их отправили то ли в Москву, то ли в Екатеринбург. Где теперь они находятся, никто не знает.

Я немедленно обратилась в фирму «ВСК» на выплату страхового возмещения. Кроме того, вместе с другими пострадавшими от действий «Лабиринта» собираюсь подать коллективный иск на оператора. Сумма была внушительная, и я очень хочу её вернуть, чего бы мне это ни стоило. Однако сейчас меня больше всего заботит судьба пропавших документов.