Нахимичили. Нобелевскую премию мира снова отдали не человеку, а организации

Штаб-квартира Организации по запрещению химического оружия в Гааге. © / Michel Kooren / Reuters

О лауреате узнали раньше времени

11 октября очередная Нобелевская неделя достигла своей кульминации. В этот день в Осло озвучили имя лауреата Нобелевской премии мира.

   
   

На сей раз число претендентов на награду было самым большим за всю историю. Однако интрига умерла за час до официального оглашения итогов. Информацию о победителе узнал норвежский телеканал NRK, который и сообщил, что награда достанется Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Формулировка, с которой ОЗХО удостоена награды – «за широкомасштабную работу по ликвидации химического оружия». Организация по запрещению химического оружия была создана в 1997 году для наблюдения за режимом нераспространения химического оружия по всему миру. Ее членами являются 190 государств.

В настоящее время организация помогает ООН собрать данные о запасах сирийского химоружия с целью их ликвидации. В дальнейшем специалисты ОЗХО будут участвовать  в уничтожении сирийских химических арсеналов, которое должно завершиться к середине 2014 года.

Генеральный директор ОЗХО Ахмет Узюмджю. Фото: Reuters / Toussaint Kluiters/United Photos

Малала, Путин и Ассанж – кто мог, но не стал?

Круг лиц и организаций, имеющих право выдвигать кого-либо на Нобелевскую премию мира, к 2013 году разросся до такой степени, что на награду в этот раз претендовали 259 кандидатов, включая президента России Владимира Путина. Он был выдвинут российской общественной организацией «Международная академия духовного единства и сотрудничества народов мира».

По мнению экспертов и букмекеров, Путин в числе фаворитов на награду не фигурировал. Хотя, как уже не раз показывала практика, попадание в число фаворитов «Нобеля» скорее означает, что премия данному кандидату не достанется.

На сей раз главными претендентами называли 16-летнюю пакистанскую защитницу прав женщин Малалу Юсуфзай, охоту на которую ведет движение «Талибан», и конголезского гинеколога Дениса Муквеге, специализирующегося на помощи жертвам групповых изнасилований. Также в числе возможных лауреатов фигурировали имена создателя «Викиликс» Джулиана Ассанжа и простого парня из «Шереметьево» Эдварда Сноудена.

   
   

Неоднозначная награда из Осло

Нобелевская премия мира присуждается не в Швеции, а в норвежском Осло, Норвежским Нобелевским комитетом. Это объясняется тем, что в момент написания Нобелем завещания Норвегия и Швеции находились в унии, которая была расторгнута только в 1905 году. Нобель же поручил вручение премии мира именно комитету в Осло.

Еще одним отличием данной премии от других является то, что ее могут получать не только отдельные лица, но и официальные и общественные организации. Например, Международный комитет Красного Креста был лауреатом Нобелевской премии мира трижды, причем в 1963 году его наградили в честь 100-летия с момента создания организации. 19 раз премия не присуждалась из-за мировых войн или отсутствия достойных кандидатов.

Нобелевская премия мира – пожалуй, самая неоднозначная награда, учрежденная Альфредом Нобелем. Согласно завещанию Нобеля, он вручается «тому, кто внёс наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов».

Если в науке Нобелевские премии получают те, чьи открытия прошли проверку временем, то премия мира слишком часто оказывается данью текущей политической коньюнктуре.

Похож ли Обама на мать Терезу?

Особенно ярко это стало проявляться в второй половине XX века. Например, присуждение награды Мартину Лютеру Кингу, известному борцу за права афроамериканцев, или матери Терезе, всю жизнь посвятившей помощи бедным, вопросов не вызывала. Награды же советскому и польскому диссидентам Андрею Сахарову и Леху Валенсе выглядели скорее политическим шагом в период «холодной войны».

Как ни странно, с окончанием «холодной войны» ситуация не улучшилась, а скорее ухудшилась. В 1994 году Нобелевскую премию мира присудили главе Организации Освобождения Палестины Ясиру Арафату, а также премьер-министру Израиля Ицхаку Рабину и главе МИДа Израиля Шимону Пересу «за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке». Спустя 20 лет можно констатировать, что арабо-израильский мир все так же далек, а самого Ицхака Рабина спустя год застрелили на Родине за то же, за что вручили Нобелевскую премию.

Сомнения вызвала премия, врученная в 2007 году бывшему вице-президенту США Альберту Гору «за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработку мер по их возможному предотвращению». Многие эксперты сочли, что значимость экологических программ Гора, мягко говоря, сильно преувеличена.

И уж совсем скандальной вышла награда, врученная в 2009 году президенту США Бараку Обаме «за экстраординарные усилия в укреплении международной дипломатии и сотрудничество между людьми». Обама к тому времени находился в должности менее года, и ничем таким выдающимся в деле мира отметиться не успел. А последующее участие США в период президентства Обамы в ряде военных конфликтов и вовсе сделало врученную ему премию совершенной нелепостью.

Есть, правда, и другая версия – награду Обаме дали исключительно за то, что он стал первым чернокожим главой США. Но внести подобную формулировку в обоснование вручения премии не представлялось возможным.

В 2012 году театр абсурда под названием «Нобелевская премия мира» взял новую высоту – награду вручили… Евросоюзу с формулировкой «за шесть десятилетий защиты прав человека в Европе и долгосрочную роль в объединении континента».

Юмористы заметили, что следующим награжденным, согласно подобной логике, должен стать сам Нобелевский комитет. Не исключено, что в ближайшем будущем так и произойдет.

Россия: противоречивые лауреаты

В истории нашей страны есть два лауреата Нобелевской премии мира – Андрей Сахаров и Михаил Горбачев.

Обе эти персоны вызывают споры и весьма противоречивые чувства. Врученная в 1975 году премия диссиденту Сахарову с формулировкой «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» многими воспринимается как враждебный жест в сторону Советского Союза.

Да и итоги правозащитной деятельности академика Сахарова в целом сегодня воспринимаются без былого энтузиазма, а с изрядной долей скепсиса. Отдельные тезисы и выступления Сахарова выглядят столь политически наивными, что предположение о том, что «отец» советской водородной бомбы, сам того не понимая, оказался орудием Запада в борьбе против советской системы, не кажутся надуманными и безосновательными.

Еще хуже дело обстоит с Михаилом Горбачевым, который в 1990 году получил Нобелевскую премию мира «в знак признания его ведущей роли в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества».

Если в мире его рассматривают как одного из людей, прекративших «холодную войну» и способствовавшего объединению Германии, то в нашей стране Горбачев воспринимается по большей части как бездарный политик, приведший вверенное ему государство к катастрофе и разрушению.