Поздно вечером старые районы Дели, построенные ещё 350 лет назад при императоре Шах-Джахане, представляют собой апокалиптическое зрелище. На тротуары ложатся тысячи бездомных: они засыпают прямо на асфальте, укрывшись грязными одеялами. Тут же на маленьких кострах готовят еду — тушат овощи, пекут лепёшки чапати из муки грубого помола. Я спрашиваю 64-летнего Хирана из Бенгалии (в изношенной одежде, с седой бородой), как ему живётся. «Отлично! — улыбается тот. — Я вырастил детей и теперь решил странствовать, посмотреть своё государство. Автобусы подвозят меня бесплатно, поесть всегда можно в столовых при монастырях, а храмы сикхов разрешают любому путешественнику пожить у них три дня без денег. Можно сказать, я абсолютно счастлив». Это поразительно, но и среди соседей Хирана по тротуару я вижу довольных людей — словно они сюда в отпуск приехали, а не мокнут в сезон дождей под открытым небом. Уже не удивляешься, отчего в рейтингах опросов агентства Happy Planet Index, выясняющего «уровень счастья» в различных странах, Индия неизменно находится на самых высоких местах. Зато Россия с Прибалтикой — на последних. Обозреватель «АиФ» попытался выяснить, почему в республике, где сотни миллионов живут в крайней бедности, граждане считают себя вполне счастливыми.
«Родишься министром»
— Во-первых, дело в религии, — объясняет социолог из Агры Вишванатан Кумар. — Согласно индуизму, человек не умирает окончательно, а перерождается в чужом теле. Если он проживёт одну жизнь без грехов, то может появиться на свет в качестве богатого бизнесмена или министра (тут мне сразу вспомнилась знаменитая песня Высоцкого. — Авт.). И каждый понимает — если не удалось в этот раз, ничего страшного, у меня всегда есть второй шанс. Для «правильной» реинкарнации ты должен быть вегетарианцем, не лгать и не обманывать, иначе в следующей жизни станешь... коровьей лепёшкой. Во-вторых, дело в общей бедности страны. Когда человек видит, что у миллионов людей нет крыши над головой и элементарной возможности поесть досыта, он начинает ценить такие простые вещи, как собственный дом и горячий обед. На фоне этого я очень удивлён, что отдельные жители России считают себя самыми несчастными на планете, поскольку не могут купить дорогую модель нового айфона. В Индии подобных проблем реально не существует.
«Главное — это семья»
В трущобах Мумбая (прежнее название — Бомбей) есть «квартал прачек». Там среди огромных каменных «бассейнов» (полных мыльной воды) стирают вручную, за копейки. Адская, неблагодарная работа для низших каст, представители которых живут тут же, среди груд мусора и сырого белья. От запаха щёлочи и дешёвого мыла глаза начинают слезиться через пять минут — а люди работают здесь сутками. Я интересуюсь у работников квартала, как у них идут дела, и слышу в ответ хор голосов: да всё супер! «У меня есть работа, — говорит 42-летний Чандра. — Я могу кормить отца и мать, бабушку и дедушку. Они меня любят, а у нас с женой прекрасные дети. Разве этого не достаточно?» Действительно, семья для индийца значит очень много. Тут редко живут отдельно от родителей — зачастую стараются собраться все вместе в одном большом доме. Как правило, работают сыновья — они и содержат остальных членов семьи, включая незамужних сестёр. Согласно статистике Happy Planet Index, семейные люди счастливы больше, чем одинокие, — и в отношении Индии это чистая правда. Детей заводят много — хотя в стране едва ли не полтора миллиарда населения, ограничений по типу Китая на рождаемость нет. «А что такого? — удивляется Чандра. — Ведь дети и есть счастье».
«Мы не сто баксов»
— У нас весьма редко происходят антиправительственные митинги, — утверждает бизнесмен Девлан Сапарванд. — Зачем? В выборах в парламенты различных штатов кандидатов в депутаты в среднем выставляют 300 (!) партий, поэтому бюллетень на избирательных участках делается в форме рулона туалетной бумаги. Голосуй, за кого хочешь, вариантов море. В каких-то штатах у власти крайние националисты, где-то — коммунисты, а где-то — правительственная партия. Даже насчёт соседнего Пакистана, с которым после трёх конфликтов отношения хуже, чем у вас с Украиной, люди совершенно не «возбуждаются». Ну, не любят они нас, так и что? Мы не купюра в сто долларов, чтобы всем нравиться. Зато пакистанцы живут плохо, независимость им не помогла в развитии экономики, да и последнюю войну против Индии они проиграли — разве не повод для счастья? Уличных бунтов по случаю подорожания бензина или электричества тут не бывает. Живёшь бедно? Зарабатывай больше! В чём проблема?
Возможно, дело ещё в национальном менталитете. За тысячи лет существования кастовой системы в Индии выработалось мнение: будь доволен тем, что имеешь. Сын слуги не имел возможности стать никем, кроме как слугой, сын извозчика должен был возить людей всю жизнь. Народ привык: «Выше головы не прыгнешь». Поэтому отношение к богатству да и к развлечениям флегматичное. В Агре меня пригласили на индийскую свадьбу — мало того что она оказалась вегетарианской, так ещё и безалкогольной. «Нам не нужно напиваться для ощущения радости, — сказал отец невесты. — Ведь и так здорово — наши дети женятся, а друзья и соседи пришли с поздравлениями». И тут я задумался. Мне близка другая точка зрения — не быть довольным уровнем своей жизни, а всегда стараться его улучшать. Но прав ли я? В России часто видишь — у человека есть работа и счастье в семье, а он находится в душевном раздрае, ибо мечтает о крутой машине или дорогой модели смартфона. Индийцы его не поймут. Они скажут: «Посмотрите, какая красивая у вас жена. Обнимите своих детей. И вы поймёте — для счастья нужно совсем немного».
«Настоящей правды о йоге у вас не знает никто». Читайте специальный репортаж из «мировой столицы йоги» в Гималаях — города Ришикеш — в следующем номере «АиФ».
Смотрите также:
- Михаил Жванецкий: «Я бы тоже на месте образованной женщины не хотел рожать» →
- Михаил Жванецкий: как прекрасна жизнь, если бы не застарелая шизофрения →
- Елена Семёнова: Когда доброту воспринимают, как сверхъестественное →