«Хорошими делами прославиться нельзя». История профессиональной жалобщицы

Они пишут десятки жалоб в год во всевозможные инстанции. Они недовольны соседями, государством, покупками в магазине. Что тянет сутяжников устраивать постоянные скандалы?

   
   

46-летняя Елена из Санкт-Петербурга живет одна. Недавно она обратилась к психологу. Женщину неумолимо тянет судиться и писать разные жалобы во всевозможные инстанции. Как она сама признается, «хорошими делами прославиться нельзя».

«Я в этом варюсь»

Елена с детства была экспрессивной. Словно актер на сцене, она была сверхэмоциональной. Ей нравилось привлекать к себе внимание одноклассников. Эта эмоциональность перешла с женщиной и во взрослую жизнь.

«Мне скучно делать добрые дела, хоть я и считаю их богоугодными, — признается Елена. — Я в этом варюсь».

Подруги Елены говорят ей, что она разводит скандалы на пустом месте, но женщина не слушает окружающих и продолжает строчить одну жалобу за другой. Недавно она написала заявление в полицию на соседку, которая, по мнению Елены, установила в неположенном месте камеру видеофиксации.

«Это общедомовая территория, и соседка должна была спросить разрешение у жильцов. Она этого не сделала, и поэтому я обратилась в полицию. Пусть проверяют законность», — объясняет свое поведение женщина.

После того как в полиции ее заявление не рассмотрели, по мнению Елены, должным образом, она пожаловалась в прокуратуру. Уже на полицию.

   
   

«Мне нравится жаловаться»

Скандалит Елена буквально со всеми: соседями, подругами, продавцами и даже с собственным мужем. Видимо, не выдержав тяжелого психологического прессинга, мужчина завел любовницу. Когда Елена узнала об этом, она жестко отомстила. Она изменила ему в ответ, да так, чтобы об этом узнал весь город.

«Я его наказала, и в него все в городе тыкали пальцем, смеялись над ним», — признается женщина.

Когда Елена стала осознавать, что именно с ее поведением, а не у всех окружающих людей, что-то не так, она обратилась к психологу. Но даже от него скрывала, что в момент психотерапии продолжает судиться и жаловаться.

«Я боялась показаться психологу некрасивым и непорядочным человеком, — объясняет Елена. — Но мне на самом деле нравится жаловаться. Этот процесс меня затягивает. Кажется, все внимание сосредоточено лишь на тебе».

Сейчас Елена использует гаджеты и соцсети, чтобы жаловаться. Ведь уже необязательно идти жаловаться в суд или прокуратуру и полицию. Достаточно написать какой-то изобличительный пост у себя на странице в социальных сетях.

«Это наполняет мою жизнь смыслом, — говорит 46-летняя Елена. — А эти лайки и репосты приносят мне удовольствие. Психолог сказал, что мне нужно менять свои привычки и переставать привлекать внимание людей таким образом, но я не знаю, надо ли мне это».

Чрезмерно борются за правду

«Людей с тягой к сутяжничеству относят к психопатическим личностям. По международной классификации болезней это называется „параноидное расстройство личности“, — говорит практикующий психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Пётр Галигабаров. — Как такового сутяжнического расстройства личности в классификации болезней нет. Есть кверулянтная форма паранойи и кверулянтный бред. Этот диагноз ставит психиатр».

Психолог отмечает, что кверулянтны чаще всего люди в возрасте. Они пишут жалобы по любому поводу, строго протоколируют и получают обратную связь. Кверулянтные люди считают, что им все вокруг должны: власти, окружающие, соседи, продавцы и другие.

«Сами кверулянты вряд ли поймут, что чрезмерно борются за правду. Они воспринимают свое поведение как нормальное. Ведь мир должен и обязан делать так, а не иначе, — говорит Пётр Галигабаров. — Если они не наносят физического вреда себе или окружающим, то принудительно их лечить врачи не имеют права. Поэтому, когда правоохранительные органы направляют информацию в психиатрическую больницу о „доставшем“ их бесконечными жалобами человеке, медицинские работники не имеют, как правило, законных оснований даже провести осмотр».

Каких-то особых хитростей, чтобы общаться с жалобщиком, нет. По словам психолога, с кверулянтом стоит говорить так же, как с любым человеком с собственным мнением: терпеливо, спокойно, уважая свои и его границы.

«Если на вас пишут жалобы, но иной агрессии не проявляют, то стоит выслушать жалобщика внимательно, не вступая в агрессивную конфронтацию, — говорит Пётр Галигабаров. — Оценив душевное состояние кверулянта, можно изменить свое отношение к его поведению».

«Отскочить» от воздействия кверулянта можно, если освоить эффективные способы эмоциональной саморегуляции или заняться спортом. При этом стоит помнить, что изменить кверулянта нельзя.

Другое дело, если жалобы пишут на ваше учреждение. По мнению Петра Галигабарова, в таком случае стоит действовать в соответствии с локальными нормативными актами организации.

«Необходимо, чтобы сотрудники вашего учреждения научились эмоциональной саморегуляции, — говорит психолог. — Но если возникает угроза жизни и здоровью, то стоит сразу обратиться в правоохранительные органы».

Что же касается Елены, то благодаря работе с психологом она поняла, что постоянно борется с «ветряными мельницами». Но жить без жалоб на окружающих пока все равно не научилась.