Чем запомнился Валентин Близнюк?

Категория:  Транспорт
Ответ редакции

Советский авиаконструктор, главный конструктор авиационного комплекса Ту-160 и его модификаций, лауреат Госпремии СССР Валентин Близнюк скончался 30 декабря. Ему был 91 год. Причиной смерти стала тяжелая и продолжительная болезнь, сообщили в ПАО «Туполев», в котором Близнюк выступал консультантом в совете старейшин.

   
   

Биография

Валентин Иванович Близнюк родился 12 апреля 1928 года в селе Малороссийское Восточно-Казахстанской области СССР.

В 1953 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе. С 1952 года работал в конструкторском бюро А. Н. Туполева, где участвовал в разработке тактического ударного самолета Ту-91, серийного стратегического бомбардировщика Ту-95, тяжелого сверхзвукового опытного самолета фронтового бомбардировщика Ту-98, опытного прототипа сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22 (самолета «105»), опытного военно-транспортного самолета Ту-107 и др.

В 1957 году в ОКБ Туполева было создано подразделение беспилотной авиационной техники под руководством Алексея Туполева. В нем Валентин Близнюк руководил разработкой технических проектов беспилотных комплексов, включая Ту-121 «C», Ту-123 «Ястреб», Ту-143 «Рейс», Ту-141 «Стриж». В начале 1970-х он также возглавил работы по разработке ударного беспилотника Ту-130 «ДП» и грузопассажирского самолета Ту-136 «Звезда».

Авиаконструктор принял непосредственное участие в разработке первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Он выступал начальником отдела «общих видов» этого проекта, а в дальнейшем — заместителем главного конструктора.

Работа над стратегическим авиационным комплексом Ту-160, в которой Близнюк принимал активное участие, стартовала в конце 1960-х годов. В 1975 году он был назначен главным конструктором проекта и заместителем генерального конструктора ММЗ «Опыт» Алексея Туполева. На своем посту Валентин Близнюк осуществлял общее руководство проектом, а также непосредственно руководил разработкой аэродинамической схемы самолета, его силовой установки, включая многочисленные инновационные разработки.

В 1981 году прошли летные испытания Ту-160, а в 1987 году самолет поступил на вооружение ВВС СССР.

   
   

В последние годы Валентин Близнюк был главным конструктором, а в дальнейшем — консультантом в совете старейшин ПАО «Туполев». Он руководил работами по модификации, модернизации и дооснащению комплекса Ту-160. Под его руководством также создавался проект грузового самолета Ту-330.

За годы своей работы Валентин Близнюк был награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед Отечеством» IV степени и «Знак Почета», различными юбилейными медалями. Также являлся лауреатом государственной премии СССР и почетным авиастроителем.

Смотрите также: