Адресная помощь. В столице поддержат семьи детей-инвалидов

© / ESB Professional / Shutterstock.com

В Москве проживает около 39,5 тыс. детей-инвалидов и 40 тыс. молодых инвалидов в возрасте от 18 до 30 лет. 

   
   

Сергей Собянин заявил о том, что со следующего года увеличится выплата родителям, ухаживающим за ребёнком-инвалидом. До достижения им 23-летнего возраста будут выплачивать не 6 тыс., а 12 тыс. рублей. Также с 2018 г. станут начислять по 10 тыс. руб. компенсации за школьную форму. Что ещё город делает для этих семей, «АиФ» рассказала член Общественной палаты Москвы, председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Юлия Камал.

Очень большой шаг

— Юлия Игоревна, чуть больше года назад на федеральном уровне появилась Концепция ранней помощи. В Москве и до этого при детских садах существовали лекотеки для детей с проблемами в развитии (в группах кратковременного пребывания работали психологи, логопеды, дефектологи, педиатры). Что изменится?

— Появится более совершенный подход помощи семьям с детьми от 0 до 4-х лет. Москва, как и другие российские регионы, получила рекомендации разработать конкретные шаги по реализации концепции, и в декабре программа первого этапа должна быть полностью сформирована.

Её цель наладить межведомственное взаимодействие между Департаментом образования, Департаментом здравоохранения и Департаментом труда и социальной защиты населения. Их сотрудничество обсуждалось на недавно прошедшей коллегии ДТСЗН города Москвы. Эти ведомства продолжат оказывать свои услуги, как прежде: лечить, обучать и помогать в социальных вопросах. Но новые для России услуги ранней помощи должны будут оказывать междисциплинарные команды специалистов Службы ранней помощи. При этом Служба должна будет оказывать помощь ребёнку и всей семье, ведь в младенческом возрасте нельзя рассматривать ребёнка отдельно от родителей. Координатором программы ранней помощи определен Департамент соцзащиты.

— Но первым, с кем познакомится семья, окажется представитель системы здравоохранения?

   
   

— Выявлением новорождённых и младенцев с проблемами в развитии займутся врачи. Далее ребёнок и семья должны быть направлены в службы ранней помощи для непосредственной работы специалистов, и к ним подключится социальная помощь. На более позднем этапе — с 1,5 лет или по мере готовности ребёнка к обучению — и психолого-педагогическая. Важно, что родители будут иметь право самостоятельно обратиться в службы ранней помощи в случае их беспокойства в связи с отставанием или другими проблемами детей.

В столице есть Городской психолого-педагогический центр с филиалами в более чем 40 районах. Специалисты ГППЦ совместно со специалистами здравоохранения и социальной защиты будут заниматься с детьми, отслеживать этапы их развития, направлять в соответствующие организации для получения ведомственных услуг. Для этого создаются городской и окружные межведомственные консилиумы. В это же время пойдёт работа по предоставлению всех положенных в нашем городе социальных льгот и по ознакомлению родителей с тем, как всё оформить.

Это очень большой шаг в помощи семьям, которые впервые сталкиваются с подобной проблемой, и мы рады, что Москва двигается вперёд. Как правило, родители новорождённого ничего не знают: куда обратиться, как ухаживать за ребёнком с проблемами в развитии.

— На какой результат рассчитываете?

— Главный результат работы службы видится в ранней компенсации нарушенных функций, подготовке ребёнка к поступлению в учреждение образования — в дошкольное отделение образовательного комплекса. Если ранняя помощь была эффективной, были верными уход и развитие, он готов идти в детский сад и получать там образовательные услуги. А социальные службы, безусловно, продолжат вести эту семью.

В школу — по месту жительства

— Есть какие-то изменения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья?

— Очень важно, что родительское сообщество и Департамент образования находятся в диалоге. Мы услышаны, поэтому стали продвигаться такие проекты, как «Ресурсная школа», помогающая учиться детям-инвалидам в стенах общеобразовательных школ.

— В чём отличие этого проекта от уже имеющегося в школах инклюзивного обучения, когда в одном классе учатся и здоровые дети, и их сверстники с ограниченными возможностями здоровья?

— «Ресурсная школа» — один из элементов системы инклюзии. Те московские школы, которые заявились на этот проект, обладают всевозможными ресурсами, которыми готовы делиться с другими школами. Это знания, умения, технические приспособления. В стенах школы создана среда, в которой используются современные технологии, имеются богатые научно-методические ресурсы. Педагоги подготовлены для социальной и учебной адаптации детей-инвалидов в условиях общего образования. Свой опыт по созданию специальных образовательных условий они обобщают и транслируют.

— Что такое специальные образовательные условия?

— К ним относятся адаптированные программы, особые учебники, специальные парты и вертикализаторы, приспособления для слабовидящих детей и многое другое. В школах Москвы учатся слабовидящие ребята, глухие, маломобильные, дети со снижением интеллекта и поведенческими нарушениями... В каждой школе района не может быть сосредоточен весь ресурс, но есть школы, обладающие ресурсами по многим направлениям, они ими делятся. В этом вопросе значительным помощником становятся ресурсы Московской электронной школы.  Финансирование осуществляет город.

— А продолжают ли работать коррекционные образовательные учреждения — полностью специализированные школы?

— Они не влились в образовательные комплексы, работают отдельно. Их осталось около 20-ти. 

Департамент образования не перестаёт напоминать, что детям с ОВЗ законом гарантировано право ходить в школу по месту жительства, где обязаны создать специальные условия. Для зачисления нужно предоставить заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города. Не всё шло гладко, но руководители учреждений поняли, что дети и родители имеют на это право. На каждого ученика московской школы по существующей (нормативно-подушевой) системе финансирования выделяется определённая сумма. А для детей-инвалидов есть два повышающих коэффициента: для всех это коэффициент 2, а для опорников, слабовидящих и слепых — 3.

— Где можно узнать номера школ, входящих в проект?

— Перечень приводится на сайте Городского психолого-педагогического центра (gppc.ru/work/resource). Эти школы есть во всех округах. На их официальных сайтах размещена иконка «Ресурная школа — территория успеха для каждого».

—  Появилось ли ещё что-то новое в образовании Москвы для школьников с ОВЗ?

— Я считаю очень интересной программу «Ресурсный класс». Её не нужно путать с проектом, о котором я рассказала, когда школа имеет ресурсы и делится ими. «Ресурсный класс» правильнее определить как методологический подход. Дети (в основном с расстройством аутистического спектра) зачислены в регулярные классы с обычными одноклассниками, но в школе для них подготовлена ресурсная зона, где они компенсируют имеющиеся дефициты: предлагается сенсорная разгрузка, работает психолог, проводятся индивидуальные и малогрупповые занятия, применяются новые технологии обучения, по мере подготовленности ребята выходят на некоторые уроки в классы, в которые были зачислены. Основная цель — дать возможность таким детям полностью включится в работу со всем классом.

Встретимся на съезде

— В области медпомощи семьям с больными детьми тоже есть изменения?

— В поликлиниках города стало легче пройти диспансеризацию семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

К сожалению, тяжело реализуется санаторно-курортное лечение. Деньги на него перечисляются из федерального бюджета. Суммы маленькие, и в связи с этим закупаются путёвки в очень скромные санатории с некомфортными условиями проживания. Сутки проживания оцениваются в 1170 рублей на человека. Чтобы государство направляло отдыхающих, санаторий должен выиграть конкурс, согласно 44-ФЗ о госзакупках. Однако ни один санаторий, особенно в «высокий» сезон, не хочет продавать такие дешёвые путёвки, поэтому не участвует в конкурсных процедурах.

Кроме этого, 281-й Приказ Минздрава РФ значительно ограничил коды диагнозов, с которыми дети-инвалиды могут получить санаторно-курортное лечение.

К счастью, в городе существует уникальная программа дополнительных мер соцподдержки жителей. Дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, с ментальными нарушениями и общими заболеваниями имеют возможность выездной реабилитации. Она проходит в Крыму (Евпатория), в Анапе и Геленджике. Таких программ больше нет ни в одном субъекте России.

Существует ряд проблемных вопросов: обеспечение лекарственными препаратами, очками, расходными материалами к инсулиновым помпам и кохлеарным имплантантам, а также остаются проблемы со скоропомощным стоматологическим лечением. Об этом говорят данные проведённых МГАРДИ опросов.

9 декабря в Москве пройдёт Третий Съезд родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства. Будут работать консультационные площадки органов исполнительной власти города, родители смогут задать свои личные вопросы, выступят представители департаментов. Вместе мы сможем наметить пути дальнейшего сотрудничества и развития. Москва делает многое для нас, родителей, но важно не останавливаться на достигнутом.

Смотрите также: