800 свечей для Риты. Выпускники помогли продлить жизнь однокласснице

«Не сможем сдержать слёз при расставании с Еленой Владимировной (в центре) и школой». Фото: Марии Поздняковой, АИФ

В июне тысячи россий­ских ребят уйдут со школьного двора во взрослую жизнь. На руках у них будут аттестаты и результаты ЕГЭ. Есть среди них и те, кто в свои 17 сдал экзамен поважнее, чем школьные науки. На этом экзамене вместо баллов в зачёт шли дни и месяцы, которые они смогли подарить своей смертельно больной однокласснице.

   
   

Для учеников 11-го «А» московской 405-й школы выпуск­ной год прошёл под знаком спасения одноклассницы Риты Алькаевой, у которой обнаружили последнюю стадию рака. Ребята не опустили рук, когда стало известно, что на лечение нужно 8 млн руб. Устроились работать, выступали с благотворительными концертами, обращались за поддержкой в СМИ.

Армия спасения Риты росла не по дням, а по часам, захватив сначала школу (даже малышня устроила благотворительную ярмарку своих поделок), потом район, затем Москву и наконец всю Россию, - денежные переводы приходили из других городов. «Невозможные» миллионы были собраны. И в прошлом октябре 11-й «А» в полном составе в 8 утра собрался в московском аэропорту, чтобы проводить Риту в Швейцарию.

Новогодний концерт

Рита незадолго до болезни. Фото из школьного архива

Рита держалась молодцом, словно это не её за два месяца до этого выписали из московской клиники домой умирать.

Приговорённая к смерти, исхудавшая (за лето потеряла 15 кг), она пришла в сентябре в школу. «Всё началось с небольшой опухоли на лице. Думали, флюс, - рассказывает «АиФ» классная руководительница Елена Владимировна Янина. - Лишь через месяц врачи разобрались, что это онкология. А вскоре вынесли приговор - безнадёжна. Но мы не хотели и не могли сидеть сложа руки».

Когда в октябре Рита улетела в Швейцарию, по прогнозам врачей, её уже не должно было быть на свете. Но 28 сердец одноклассников так яростно горели ей в поддержку, что в пламени их веры сгорали все Ритины тёмные мысли. Она писала в соцсети: «Как здесь красиво! Хотела бы, чтобы вы все здесь были со мной». Улыбалась им по скайпу… Но из Цюриха её тоже вернули домой: «Если бы вы приехали хотя бы на три месяца раньше...» 

Армия спасения Риты вновь не сдалась. «Из Америки в Москву прилетел врач, который предложил лечить Риту инъекциями пробиотиков, - рассказывает Елена Владимировна. - Вначале анализы стали лучше, но спустя время опухоль на лице начала расти со страшной силой. За короткий срок на чудном личике Риты выросло второе, бордово-синее, с гнойными шишками лицо, глаз под опухолью почти вытолкнуло, у Риты выпали чуть ли не все зубы. Мы прятали от неё зеркало, но она всё-таки себя увидела».    
   

С того момента Рита перестала пускать в квартиру ребят. Не хотела, чтобы её видели такой. Одноклассники по-прежнему занимались первоклашкой Русланом, младшим братом Риты: водили его в школу, после занятий делали с ним уроки, гуляли на улице, приводили домой. Но в квартиру не заходили. С Ритой постоянно была мама. Их семья несколько лет назад пережила другой удар - без вести пропал папа Риты. И вот теперь страшная болезнь старшей дочери. Наступал новый, 2013 год. «Мы купили 800 свечей, - рассказывает одна из подруг Риты, - выложили ими перед её подъездом надпись с поздравлениями. Договорились со взрослыми - они привезли на машине звуковую аппаратуру. Хотели зажечь эти 800 свечей и исполнить для Риты её любимые песни. Но свечи никак не хотели гореть - с неба шёл снег, звуковое оборудование перегорело». Это их не остановило. Целый час под окнами Риты 28 человек, срывая голос, пели песни. А она стояла у подоконника за занавеской на 7-м этаже, не смея показать изуродованное болезнью лицо.

«Навестить друга - святое»

Одноклассники, несмотря ни на что, продолжали верить - Риту можно спасти. «Надеялись, что мы, взрослые, что-то обязательно придумаем, ведь в 17 лет не умирают, - говорит Елена Владимировна. - Я навещала Риту до последнего дня.

Она очень страдала, но редко пила обезболивающее, говорила, что боится умереть во сне. При Рите я, конечно, сдерживалась, а вот вернувшись домой, рыдала, закрывалась в комнате, чтобы меня не видела дочка, она была на 9-м месяце беременности».

По лицу Елены Владимировны текут слёзы. Мы в учительской вместе с её 11-м «А», который только что сдал экзамен.

Уникальность класса в том, что Елена Владимировна ведёт его 11 лет. Приняла ребят перво­клашками, когда была учительницей младших классов. Потом вместе с ними пере­шла в 5-й, став преподавателем русского и литературы, а сегодня ещё и завучем школы. С первого класса летом возила их в лагерь в Крым, где каждого мыла в душе, стирала бельё, ухаживала как за собственными детьми. Становится понятно, почему Рита до последнего дня общалась со своим классным руководителем. Когда после зимних каникул Елена Владимировна сказала, что Риты не стало 13 января, весь урок в классе царило гробовое молчание. Они все были на отпевании Риты в храме, потом на кладбище.

Я не перестаю удивляться тёплым человеческим отношениям, которые царят в классе. А Елена Владимировна удивляется моему непониманию: «Но это нормально, так и должно быть. Вот в другом классе у нас мальчик, спортсмен, получил травму, лежал в больнице, так его одноклассники пришли к нему под окна с плакатом: «Вася, выздоравливай! Мы тебя ждём». Это святое - если человек болеет, его надо обязательно навестить, помочь семье».

Здесь принято всем классом отмечать дни рождения. Самый главный - день рождения «второй мамы». Как поздравляют?

Например, огромной растяжкой: «С днём рождения, Елена Владимировна!» над входом в школу, цветами, ручными поделками. Елена Владимировна на Новый год по традиции от себя лично дарит детям сладкие подарки. С экскурсиями они объездили вместе полстраны. Не то чтобы класс богатый: из 28 человек 12 из неполных семей. Деньги ищут все вместе, потому что ехать нужно всем. Семья есть семья. Эта московская школа в своём районе не считается престижной, вокруг есть спецшколы, лицеи. И в 405-ю попадают отнюдь не «сливки», что не мешает выпускникам школы поступать в МГУ.

Елена Владимировна сама закончила эту школу. Здесь ещё работают преподаватели, которые учили её. И молодые педагоги, которых учила уже она: «Мы стараемся брать на работу именно наших выпускников, чтобы сохранить традиции школы». И всё же как сама Елена Владимировна смогла так сплотить класс? «Наверное, я умею в нужный момент воззвать к их совести». А от ребят я узнаю, что когда учительница застала двоих курящих мальчишек, то сначала действительно попыталась воззвать к их разуму, но не сдержалась и горько заплакала от обиды. И вот эти слёзы «второй мамы» так прошибли ребят, что никто в классе не курит.

Уже вечером я смотрю в Интернете ролик, сделанный ребятами как посмертный подарок для Риты. Мелькают фото из их многочисленных поездок. Звучит пронзительная песня. Здесь, на земле, в сентябре врачи дали Рите 3 недели. Она пробыла с ними 4,5 месяца. И ушла на небо, став ангелом-хранителем для своего родного 1­1-го «А», который выходит в большую жизнь - в ту самую жизнь, которая, как принято считать, полна цинизма. Есть прекрасный совет русского мыслителя Ивана Ильина: «Никогда не жалуйся на время, ибо для того ты и родился, чтобы сделать его лучше». Им - ребятам и их наставникам - действительно удалось сделать наше время лучше. Деньги, собранные на лечение Риты, но не израсходованные, могут помочь другому ребёнку: у брата одного из учащихся этой школы обнаружили рак. Нужно дорогостоящее лечение. Жизнь не перестаёт их экзаменовать...

Читайте также