Авторы идеи, три депутата от ЛДПР, считают, что возвращение юлианского календаря восстановит нарушенные национальные и культурные традиции России. Реален ли такой шаг?
Евгений Пчелов, историк, завкафедрой Историко-архивного института РГГУ
– В истории России было два календаря, их принято называть старым и новым стилями. Старый, юлианский, календарь пришёл к нам вместе с православием. Он возник ещё в Древнем Риме, при Юлии Цезаре, и для своего времени был весьма прогрессивным. Поскольку христиане вычисляли по нему Пасху и праздники, от неё зависящие, этот календарь использовался во всех христианских странах.
Со временем обнаружилось, что он неточен. В нём средняя продолжительность года составляет 365 суток и 6 часов. А реальный астрономический год короче на 11 минут 14 секунд. Поэтому юлианский календарь начал отставать от астрономического. И в XVI в. была проведена реформа. Юлианский календарь к тому моменту отставал от реальной смены лет уже на 10 суток. В григорианском была принята новая система високоса, чтобы календарь более точно соответствовал продолжительности реального астрономического года.
Новый календарь ввели сначала в католических странах, позже – в протестантских, а затем – в православных. В 1918 г., уже после революции, новый стиль приняли и в России.
С конца ХIХ в. григорианский календарь стал распространяться и по другим странам, нехристианским. В 1873 г. на него перешла Япония, в 1911 г. – Китай. Таким образом, в ХХ в. григорианский календарь стал всемирным. А юлианский остался лишь в четырёх православных Церквях – Русской, Сербской, Иерусалимской и Грузинской. То есть он не является государственным календарём ни в одной стране мира. Да, в некоторых странах есть свои, местные календари, связанные с религиозными традициями (в том же Китае), но в гражданской жизни они всё равно соотносятся с григорианским. В чём причина депутатской инициативы? Думаю, первая – это глубокое невежество её авторов. Они хотят быть святее папы римского и самыми православными из всех православных. Вторая причина – элементарный пиар. Нужно ведь показывать, что они что-то делают.
Но в нашей стране возможно всё. И у нас есть часть населения, у которой идея возвращения юлианского календаря может найти отклик – у тех, кто так хочет выделяться и отличаться от остального человечества.
Однако с точки зрения науки и реальности это, конечно, полный абсурд.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Юрий Белановский: Есть ли православная альтернатива Дню святого Валентина? →
- Как менялись в России традиции встречи Нового года и Рождества →
- Протодиакон Кураев призвал объединить Новый год и Рождество →