Андрей Сидорчик: Общественное телевидение России — кому это нужно, никому не нужно

Поздравляю, вы банкрот!

Вышедший в эфир 19 мая 2013 года канал уже к концу июля практически исчерпал финансовые средства и вынужден подавать сигналы «SOS».

   
   

О том, что России, как воздух, необходимо независимое от государства и олигархов электронное СМИ, рассуждали много лет. В декабре 2011 года тогдашний президент страны Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию предложил создать Общественное телевидение, таким образом, дав проекту ход.

Что такое ОТР? История, формат и задачи Общественного телевидения России >>

Ещё полтора года заняли различные организационные мероприятия, в ходе которых появлялась информация о том, что канал будет создан на базе «Звезды» или «ТВ Центра». В итоге всё обошлось без поглощения, и новая медиаструктура, ведомая Алексеем Лысенко, начала свою работу.

Государство положило ОТР стартовый капитал — полтора миллиарда рублей. Дальше, по задумке авторов проекта, канал должен был существовать на поступления от зрителей.

К моменту исчерпания государственных денег таких пожертвований собралось 50 600 рублей — сумма, достаточная на содержание в течение месяца средней российской семьи без больших запросов, но никак не независимого федерального телеканала.

   
   

Крушение мифа

В воздухе повис извечный русский вопрос: «Что делать?».

Обращение за помощью к государству фактически убивает саму идею общественного телевидения. То же можно сказать и о помощи частных структур — если телеканал оказывается в финансовой зависимости, то и говорить о некоей свободе взглядов уже не приходится.

Тот, кто даёт деньги, определяет границы того, что журналисту можно, а чего нельзя. И если ОТР продолжит работать в этих условиях, то чем оно принципиально будет отличаться от всех других телеканалов?

Чиновники вежливо советуют ОТР «жить по средствам», однако этот совет трудновыполним ввиду их полного отсутствия.

На самом деле мы присутствуем при развенчании красивого мифа — мифа о том, что для расширения общественных свобод гражданам позарез нужен независимый телеканал.

Одни давно научились получать информацию на просторах Интернета, другие успешно обходятся тем, что предлагают государственные СМИ. Для оппозиционно настроенных и критически мыслящих существует телеканал «Дождь».

Это не значит, что у ОТР нет своей аудитории. Это значит, что граждане России не настолько в нём нуждаются, чтобы регулярно передавать ему суммы, обеспечивающие его нормальное существование.

Отечественное телевидение родилось в условиях, когда гражданин платил не за каналы, а за право пользования антенной. Спутниковое телевидение продвигается вперёд с большим скрипом, натыкаясь на желание людей получать всё безвозмездно, то есть даром.

Но если за каналы кино, спорта, путешествий и кулинарии россияне худо-бедно платить готовы, то за непонятную абстракцию, которую из себя представляет ОТР, не хотят категорически.

Глас народа

Казус с ОТР наглядно показывает, что и власти, и оппозиционеры от народа в России страшно далеки. И те, и другие о нуждах и желаниях простых граждан имеют весьма смутное представление.

Народ одинаково отторгает и сделанных на государственные деньги «Утомлённых солнцем», и оппозиционные поползновения в виде «панк-молебна Pussy Riot».

Проще всего объяснить происшедшее с ОТР отсутствием у граждан денег.

Однако вот вам обратный пример: недавно группа энтузиастов объявила о намерении снять художественный фильм о подвиге 28 героев-панфиловцев. Участники проекта заявили, что фильм будет выдержан не в стиле разоблачения «как оно было на самом деле», а расскажет о героизме советских солдат, остановивших гитлеровцев под Москвой.

Проект осуществляется на средства, которые получены от простых граждан, которым интересен фильм на данную тематику. Всего за несколько дней сбора средств в Интернете на осуществление проекта поступило более 3 миллионов рублей.

Сравните эти три миллиона с 50 тысячами, поступившими в пользу ОТР. Весьма показательная картина, не правда ли?

Сам идея общественного телевидения, существующего на деньги своих зрителей, интересна.

Однако в своём нынешнем виде ОТР — это ещё один сомнительный проект вроде переименования милиции в полицию, кручения часов и сокращения поясов, объявления бадминтона важнейшим из всех искусств и тому подобных инициатив.

Так что в этой ситуации самым логичным было бы, если бы дальнейшее существование ОТР из своих личных средств финансировал тот, кто запустил этот проект в декабре 2011 года.

А остальные же пропоют в честь ОТР припев народной песни:

Кому это надо? Никому не надо!

Кому это нужно? Никому не нужно!

 

 

 Андрей Сидорчик , 

Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ»

 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции