Тридцатилетний Антон (имя изменено) купил 24 ноября фасованный стейк в одном из столичных фирменных магазинов. В упаковке было два куска мяса. Первый кусок гурман нарезал тонко, а второй, где была игла, чуть потолще.
Необычный прецедент
«Инородный предмет я почувствовал зубами, — говорит Антон. — Сначала подумал, что это косточка, оказалось — острая игла. Чудо, что я ее не проглотил. По моей версии, кусок иглы в стейке мог оказаться на этапе производства».
Стейк Антон вернул в магазин, где ему оформили возврат. Но после этого, на всякий случай, обратился в полицию. При этом в компании рассказали, что по факту данного сообщения было инициировано внутреннее расследование на производстве.
«Металлодетектор, который установлен на линии производства стейков, настроен на обнаружение металлов. Поэтому предмет, изображенный на фотографии, в случае попадания в продукт был бы незамедлительно обнаружен, а сам продукт отбракован», — информируют в компании-производителе.
Кроме того, по информации компании, исправность металлодетектора проверяется один раз в два часа. И в день производства партии стейка было проведено несколько проверок его работоспособности.
Все возможно
«Мы видим и слышим то, что пишут люди, однако что было на самом деле, не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, — комментирует ситуацию председатель Союза потребителей России. — Бывало, что в еде находили и мышей (в 2020 году на Кубани в пакете молока женщина обнаружила мышь — прим. ред.) и битое стекло (два жителя Сургута рассказали о осколках, найденных в банках сгущенного молока — прим. ред.).
Есть, по словам Шелища, и другие прецеденты. Например, в 2017 году жители Тюмени нашли иголку в хлебе. В 2019 году подобная ситуация повторилась в Рыбинске. В 2019 году в Кемерово женщина нашла иголку от шприца в мясе, а в 2022 году то же самое повторилось в Нижнем Новгороде.
«Время от времени появляются такие сообщения. Но правда ли это — мы не можем утверждать. Так же и в этом случае. Если подобное действительно имело место, можно лишь порадоваться, что человек не проглотил иглу. И даже если бы это случилось, ему было бы трудно доказать, что именно произошло, — рассуждает Петр Шелищ. — Можно однозначно сказать, что у любого производителя пищи нет заинтересованности в том, чтобы подвергать жизнь людей смертельной опасности».
Но для того, чтобы ответить на вопрос, могло ли такое случиться по неосторожности, нужно знать технологии компании, продолжает Петр Шелищ.
Накаченное мясо
Многие слышали выражение «мясо накачивают». Технология так называемого «шприцевания» позволяет увеличить вес продукции в два и более раза за счет накачки его водой. А некоторые производители могут даже использовать для этой цели фосфаты, антибиотики и другие вещества, — вещества, которые вряд ли полезны для здоровья, так как почкам и печени для переработки этих компонентов приходится работать с удвоенной силой.
По одной из версий, иглу в мясе действительно могли использовать для накачки мяса фосфатами. По словам Петра Шелища, крупные компании вряд ли станут заниматься подобным, подрывая свою репутацию — сейчас подобным могут «грешить» только мелкие производители. И, действительно, периодически подобное обнаруживается. Но наказать нерадивых производителей можно только теоретически.
«Сейчас действует мораторий на проверки Роспотребнадзора, — говорит Петр Шелищ. — Это значит, что с конца марта прошлого года ведомство не имеет права проводить проверки, в том числе по обращению потребителей. А без таких проверок невозможно возбуждать административные дела, штрафовать и наказывать».