Освобожденный украинец Олег Сенцов не дает забывать о себе. На сей раз мировые СМИ вспомнили о нем после того, как в Сети появился видеоролик, на котором запечатлен момент сожжения режиссером тюремной робы.
«Самая ненавистная вещь на Земле»
Поздно вечером в окружении родных и единомышленников Сенцов развесил робу на воткнутых в землю палках, полил ее бензином и заявил: «Эта роба заключенного — самая ненавистная вещь на Земле, которую я не люблю».
После этого режиссер поджег импровизированный костер, произнеся слова, которые одни СМИ расшифровали как «Символ России, гори в аду!», а другие — как «ФСИН России, гори в аду!»
Единомышленники приветствовали происходящее криками «Слава Украине!»
Интересно, что на Украину Сенцов прибыл в обычной одежде. Судя по всему, форму арестанта он сознательно сохранил для нынешнего перформанса. Хотя, возможно, робу он нашел уже в Незалежной специально для своей акции.
Сжигание робы напомнило еще об одном человеке, очень любившем поджоги: акционисте Петре Павленском. Этих двоих людей роднит искусственность превращения в известных деятелей культуры: произошло оно в тот момент, когда сначала Павленского, а затем Сенцова стали противопоставлять российской власти.
Акционист, объявленный борцом за свободу
О выпускнике Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица впервые заговорили в 2012 году, когда во время рассмотрения дела панк-группы Pussy Riot Павленский зашил себе рот суровой ниткой.
Затем были завертывание в «кокон» из колючей проволоки, легендарное прибивание мошонки к брусчатке Красной площади, поджог покрышек на мосту в Петербурге, отрезание мочки уха на крыше Института психиатрии имени Сербского и поджог двери приемной ФСБ в Москве.
Для большинства россиян Павленский был психически нездоровым хулиганом, но творческая общественность кричала: «Нет, он творец, он так видит и чувствует!»
Еще более громко в защиту акциониста поднимали голос мировые СМИ. Павленского сделали символом борьбы за свободу, ему присуждали российские и международные премии.
В итоге акционист за поджог здания ФСБ были приговорен к 500 000 рублей штрафа, что либерально настроенная общественность расценила едва ли не как победу над режимом.
Вскоре Павленский оказался вместе со своей гражданской женой Оксаной Шалыгиной замешан в неприятной истории, связанной с насильственными действиями сексуального характера в отношении актрисы «Театра.doc» Анастасии Слониной. И если до тех пор акционист заявлял, что никуда не уедет, то после этого он вместе с семьей спешно покинул Россию.
Падение Петра
Героический образ Павленского потух в один момент: после того, как, осев в Париже, он поджег здание Банка Франции.
И вот тут все сразу закончилось. Выяснилось, что западные деятели готовы видеть протест в поджогах только в России. А «огненный манифест» Павленского во Франции — это уголовное преступление.
11 месяцев акционист провел в тюрьме, он часто оказывался в карцере. Психиатр, осматривавший Павленского, определил у него «бредовые навязчивые идеи», «пограничное расстройство личности» с нарциссическими основаниями, а также «инстинктивную потребность преступать закон и предусмотренные им ограничения».
Окончательный приговор Павленскому вынесли в январе 2019 года: три года заключения, из которых два условно, плюс выплата более 20 000 евро компенсации.
Акционист в суде кричал, что ничего платить не будет, но это уже мало кого интересовало. Для западной общественности он стал психически неуравновешенной личностью, от которой надо держаться подальше.
Американская журналистка, сделавшая материал о Павленском летом 2019 года, рассказала, что Оксана Шалыгина, забрав детей, ушла от художника и просит более никак не связывать свое имя с Петром.
Павленский живет теперь с некоей француженкой-неформалкой и отмечает, что различные поджоги, совершавшиеся во время протестов «желтыми жилетами», были вдохновлены его акцией.
Однако единичные публикации о Павленском сегодня появляются разве что на последних страницах СМИ. Он снова стал тем, кем был с самого начала: странным персонажем, у которого не все в порядке с головой.
«Гамер»: единственный фильм Сенцова
Стоило убрать из образа политическую составляющую, как оказалось, что никакого большого художника никогда не существовало.
Образ Олега Сенцова выстроен ровно на тех же принципах.
Его единственный фильм «Гамер», снятый еще в 2011 году, мало кто видел. А те, кто видел, лишь недоуменно пожимают плечами. История из жизни геймера (Сенцов долго был владельцем компьютерного клуба в Симферополе) выглядит неоправданно затянутой. У картины явные проблемы со звуком, из-за чего половину реплик персонажей можно расслышать с большим трудом. Новизной приемов тут и не пахнет: целые мизансцены и даже реплики персонажей словно выдернуты из известных картин 1980-х-1990-х годов. В общем, так называемое «фестивальное кино», причем довольно слабое, с ужасной озвучкой и посредственной операторской работой.
В 2012 году «Гамер» побывал на паре фестивалей в Европе, но никаких лавров не снискал, удостоившись лишь пары рецензий от русскоязычных критиков в духе «главное — не победа, главное — участие».
Единственную награду картина Сенцова получила… в России. «Гамер» отметили премией Гильдии киноведов и кинокритиков России на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. При этом и тут не без конфуза: на сайте «Духа огня» Сенцов до сих пор числится как российский режиссер.
Таланта.нет
В 2013 году Сенцов начинал снимать новую картину, — «Носорог» — но затем отвлекся на «Евромайдан» и решил самореализоваться в актах терроризма.
Когда Сенцова арестовали, то его защитники вскричали: он режиссер, он не может творить зла!
Вернувшийся на Украину деятель в каждом своем выступлении подтверждает, что может: и войну с Россией он собирается продолжать до победы, и в Крым въедет «только на танке».
За то время, что он сидел, знаменитые персоны, начиная от Салмана Рушди и Стивена Кинга и заканчивая Джонни Деппом и Борисом Гребенщиковым, поверили в то, что Сенцов — режиссер. Ему присудили огромное количество всяческих наград и премий, в том числе звание «Почетного гражданина Парижа».
Самое страшное, что может сейчас случиться с Сенцовым, — это публичный массовый показ его единственной картины.
Карета европейского обожания без политической составляющей моментально превратится в тыкву. А что делать, если не обладаешь талантом уровня Квентина Тарантино? Остаются только пламенные речи и перформансы со сжиганием робы.
Вряд ли Олег Сенцов повторит ошибку Павленского, выйдя за рамки амплуа «борца с российским тоталитаризмом».
Но, будучи у всех на виду, трудно морочить людям голову, как это было с мифической 145-дневной голодовкой.
«Цирк Сенцова», наверное, еще проработает какое-то время. Но, как говаривал Остап Бендер, «ваши рыжие кудри примелькаются, и вас начнут просто бить».