Обочина для дальнобоев. Массовые акции — протест или политическая игра?

Евгений Москвичев. © / Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Суть конфликта достаточно проста — правительство решило ввести плату для большегрузных автомобилей за каждый пройденный ими километр по федеральным трассам. Посыл понятен — власти считают, что те, кто портит построенные и отремонтированные дороги (а многотонные фуры разрушают их достаточно сильно, образовывая колеи и выбоины), и должны платить за восстановление. Однако такая логика встретила достаточно серьёзный отпор со стороны дальнобойщиков. И конфликт получился очень громким. Однако эксперты уверены, что за каждым народным волнением обязательно есть определённый человек, который заранее продумывает стратегию и искусственно раздувает «пожар». АиФ.ru разбирался — действительно ли всеобщее возмущение так сильно, или дальнобойщики стали марионеткой в чьих-то руках.

   
   

Корень проблемы

15 ноября 2015 года в России стартовала новая система проезда дальнобойщиков по федеральным трассам. По установленным правилам, предполагается взимать с грузовиков массой свыше 12 тонн и больше плату за нанесение ущерба автомобильным дорогам. До 20 февраля 2016 года стоимость 1 км пути равна 1,53 руб. Начиная с 1 марта 2016-го тариф вырастет в 2 раза и будет равен 3,06 рубля за километр. Согласно законодательству, планируется, что эти средства будут направляться дорожным организациям, которые займутся ремонтом трасс.

Естественно, разработана и система штрафов, которая в ближайшее время должна подвергнуться пересмотру — изменения, которые будут внесены в Госдуме в поправки в Кодекс об административных правонарушениях, уже готовятся. Причём штрафы планируется уменьшать, а не повышать, как думают многие. Но при этом, несмотря на то, что власть идёт навстречу, народное волнение поднялось нешуточное.

Выяснилось, что многие водители и собственники частных грузоперевозок, зная о грядущих изменениях, не побеспокоились и не зарегистрировались в системе заранее. В результате накануне запуска новой системы оплаты проезда у офисов «Платона» образовались очереди. Хотя, как уверяют эксперты, для этого совсем не обязательно было идти в офис — у «Платона» есть свой сайт, где можно совершить все необходимые регистрационные действия из дома.

Однако на второй день работы система подверглась сбою и компьютерной атаке. «Сайт системы завис, терминал в офисе оператора тоже, до колл-центра не дозвониться. При этом на Северном объезде вокруг Новосибирска уже стоит мобильный комплекс, видимо, фиксирует нарушителей», — отметил председатель правления Сибирской ассоциации автоперевозчиков Алексей Лядусов. Всё произошедшее он называет коллапсом.

Представитель «Платона» компания «РТ-Инвест Транспортные системы» сообщила, что, несмотря на такую проблему, утечки информации не произошло. Кроме того, не только хакеры стали причиной падения системы. Просто одновременно в ней решили зарегистрироваться слишком много человек. Но сейчас все проблемы устранены, и всё работает в штатном режиме.

Активисты против

Тут стоит отметить, что представители Ассоциации автомобильных перевозчиков целенаправленно призывали пользователей не регистрироваться в системе заранее. Так, например, в интернете было опубликовано обращение президента данной организации Москвичёва, где говорилось: «Настоятельно рекомендую членам АСМАП до введения системы и обеспечения её работоспособности не заключать договоры с коммерческими организациями на обслуживание в рамках системы и не перечислять денежные средства в счёт авансовых платежей». Однако позже эта запись была удалена.

   
   
Нажмите для увеличения. Скрин с сайта versia.ru

Создатели системы несколько недоработали — это факт. Ведь перед запуском системы в эксплуатацию следовало всё тщательно проверить и проконтролировать. Однако это не настолько критично, чтобы раздувать такой мощный информационный скандал. В результате появился достаточно неплохой повод у заинтересованных людей начать негативное обсуждение данного новшества. Тему вдруг начали активно обсуждать коммунисты. В Вологодской области они организовали встречу с водителями. Депутат-коммунист Александр Морозов подчеркнул: «Действующая власть перекладывает все свои экономические промахи не на плечи владельцев крупного бизнеса, а на плечи простого народа. Только объединив наши усилия, мы можем изменить ситуацию». Коммунисты поделились с собравшимися опытом протестных действий и заявили, что это только начало подобных мероприятий.

Кому выгодно

Вообще, данная ситуация вызывает немало вопросов. Изучая мнения обеих сторон, складывается впечатление, что кому-то выгодно однобокое освещение этой проблемы. Тут же возникает и вопрос: кто стоял за хакерской атакой на «Платон» — ведь такие мероприятия оцениваются довольно дорого. Точно это не в интересах Ростеха и совладельца компании «РТ-Инвест Транспортные системы» Игоря Ротенберга. Экспертное сообщество сегодня предполагает, что за всем этим стоят интересы конткретных чиновников. Так, например, по слухам, которые в последнее время курсируют достаточно часто, можно проследить связь между личными интересами главы Комитета Госдумы по транспорту Евгения Москвичёва и данной ситуацией.

Серый кардинал

В ряде СМИ не раз можно было увидеть материалы, которые разбирали, как Москвичёву удаётся успешно совмещать кресло чиновника и деятельность коммерсанта. При этом он удачно избегает ответственности за свою деятельность. Попытки возбудить против него уголовное дело предпринимались не единожды и заканчивались неудачей. Федеральный информационный центр «Аналитика и безопасность» приводит в пример такую историю. Впервые Евгений Москвичёв попал в поле зрения правоохранительных органов ещё в 2008 году. Уголовное дело было возбуждено ГСУ г. Москвы сразу по двум статьям: «Превышение должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ) и «Незаконное предпринимательство» (ст. 171 УК РФ). По версии следствия, своим бездействием Евгений Москвичёв способствовал незаконной предпринимательской деятельности директора некоммерческой организации «Российский автотранспортный союз» (НО «РАС») Ивана Марчука. Марчук, как сообщает ФИЦ «Аналитика и безопасность», зарабатывал деньги на выдаче специальных разрешений, позволяющих осуществлять международные перевозки опасных грузов. При этом выдача этих разрешений входила в компетенцию Минтранса, а сами документы размещались на фирменных бланках ведомств. Выходит, причастность одного из чиновников ведомства становилась очевидной. Полученная в период с 2004 по 2006 гг. незаконным путём прибыль в сумме составила более 5 млн рублей и, по информации правоохранительных органов, была выведена на счета подставных компаний, т. н. «однодневок». Кроме того, портал приводит и другую шокирующую информацию. В 2008–2009 годах, видимо, достаточно ознакомившись с деятельностью некоммерческих союзов и ассоциаций, Москвичёв сам возглавил крупнейшую из них. Когда в 2009 году Евгений Москвичёв сменил Юрия Сухина на посту президента АСМАП, сами члены ассоциации придерживались мнения, что набрать голоса ему удалось исключительно благодаря давлению тогдашнего руководства АСМАП на её членов: зависимые от ассоциации мелкие перевозчики, которым она выдавала лицензии, отдавали свои голоса за кандидатуру замминистра, как того требовало руководство, заявляли руководители транспортных компаний.

Бизнес некоммерческой организации

ФИЦ уже неоднократно высказывал опасения, что сфера автомобильных грузоперевозок в России находится на пути предложенной АСМАП монополизации. Для примера приводились такие антиобщественные решения, как поднятие цен на топливо (необходимое для увеличения отчислений в дорожные фонды), которое озвучил в Госдуме лично Евгений Москвичёв, а также рост цен на различные разрешающие документы для автомобильных грузоперевозчиков.

По своему юридическому устройству АСМАП — организация некоммерческая. Но занимается она делами сугубо коммерческими. А значит, депутат Госдумы вновь нарушает закон, занимаясь коммерческой деятельностью. Присутствие господина Москвичёва на заседаниях правления АСМАП показывает, что он реально влияет на ситуацию в этой НКО, сообщает ФИЦ.

Такое положение дел удивляет главу Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Одно время он даже называл АСМАП «условным профсоюзом», обосновав свою точку зрения тем, что ассоциация лишь формально считается общественной организацией. По подсчётам Андрея Бельянинова, за прошлый год прибыль АСМАП составила около 500 млн. Однако всё хорошо в меру. В ситуации с дальнобойщиками — это уже перебор. Сегодня вопросов по этому поводу больше, чем ответов.

Смотрите также: