Партнер юридической фирмы HerbertSmithFreehillsCISLLP Алексей Панич напоминает, что в СМИ обвинения в коррупции и «торговле влиянием» в отношении Рыболовлева — пока не более чем подозрения. Его статус в монакском праве соответствует не обвиняемому («accusé»), а подозреваемому («inculpé») в российском. То есть, на данный момент он считается полностью невиновным, но в отношении него существуют некие подозрения. Часто статус подозреваемого присваивается, когда следствие не может найти доказательства для предъявления обвинений и передачи дела в суд.
Статус Рыболовлева как подозреваемого подтвердил и сам князь Монако Альбер II, который в своем интервью изданию Monaco Matin призвал не торопиться с выводами: «Давайте постараемся воздерживаться от поспешных выводов. Дадим следствию досконально во всем разобраться, не забывая о принципе презумпции невиновности, который одинаков для всех. Правосудие объявит свое решение, когда придет время», — сказал монарх. «Конечно, были задержания, обвинения — но все это еще не означает вынесения приговора. Процедуры должны выполняться в установленном порядке», — добавил он.
Как ранее сообщали СМИ, задержание Рыболовлева было связано с многолетней тяжбой, которую он ведет со своим бывшим арт-дилером — швейцарцем Ивом Бувье. В 2003-2014 гг. он приобрел для бизнесмена 38 картин известных мастеров — Гогена, Модильяни, да Винчи и других. Однако впоследствии выяснилось, что купив шедевров на миллиард долларов, Бувье серьезно обсчитал Рыболовлева, положив еще миллиард себе в карман. В феврале 2015 г. юрист Рыболовлева Татьяна Бершеда записала на смартфон разговор с сообщницей швейцарца Таней Раппо, в ходе которого та обсуждала подробности аферы. Бершеда передала телефон правоохранительным органам. Они незаконно вскрыли телефон и обнаружили, что Бершеда регулярно общалась с высшими полицейскими чинами Монако, приглашала их на футбол и дарила подарки. Шеф полиции Режис Ассо даже получил настоящий тульский самовар. Все это дало властям основания заподозрить Рыболовлева в попытке заручиться поддержкой полиции и суда в противостоянии с Бувье. Должностей уже лишились несколько крупных чиновников, включая министра юстиции Нармино и счастливого обладателя самовара Ассо. Теперь они проходят по тому же делу о «торговле влиянием», что и Рыболовлев.
Монакские СМИ писали, что антикоррупционная компания спровоцировала митинг протеста офицеров полиции княжества. Они собрались перед зданием суда Монако в поддержку Кристофа Аже, главы следственного управления, и его заместителя Патрика Фюсари, которым стали подозреваемыми вместе с Рыболовлевым. Теперь им обоим запрещено появляться на территории Управления общественной безопасности Монако и заниматься полицейской работой. Именно эти меры, унизительные с точки зрения полицейских, и заставили стражей закона собраться на митинг протеста.
Напомним, ранее агентство Reuters сообщало, что, по правилам судебной системы Франции и Монако, подозреваемый формально находится под следствием, если представитель судебной власти считает, что есть серьезные или основательные свидетельства, указывающие на преступление. Формально он не считается обвиняемым до тех пор, пока его дело не направляется в суд.
«[Рыболовлев] был отпущен, но на условиях контроля», — сообщила Reuters генпрокурор Монако Сильви Пети-Леклер. Она сказала, что судья не сообщил ей, какие обвинения могут быть предъявлены Рыболовлеву, если дело дойдет до суда.
Быть подозреваемым в Монако не так уж и ужасно. Как пояснил Панич, этот статус дает человеку важные процессуальные права: например, он может знакомиться с материалами дела или оспаривать следственные действия. Ограничения, конечно, тоже могут быть — вроде залога или подписки о невыезде.
Но и здесь Рыболовлеву повезло — под судебным контролем он не может общаться с некоторыми фигурантами дела и обязан являться по повестке, зато никак не ограничены его перемещения и не пришлось вносить залог. Сколько продлится следствие — неведомо никому, влиять на эти сроки может разве что прокуратура. Но если доказательств у следствия не прибавится, до передачи в суд дело явно не дойдёт.
Смотрите также:
- Жёсткий отжим. Проверки на детекторе и алиби — не повод для освобождения? →
- Дадаев отказался от признания в причастности к убийству Немцова →
- #ЮраТузовМыстобой. Месяц до приговора. Громкое дело Юрия Тузова →