Что за закон о запрете переносить доставку без согласования с покупателем?

Категория:  Законодательство
Ответ редакции

С 1 сентября вступили в силу поправки в статью 16 закона РФ «О защите прав потребителей», которые расширили список недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя. В частности, магазинам запретили менять условия договора купли-продажи и переносить время доставки товара на свое усмотрение.

   
   

«К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся... условия, которые предоставляют продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права», — говорится в обновленной редакции ст. 16 закона.

Какие еще условия договора признали незаконными?

Предыдущая редакция статьи запрещала навязывать дополнительные товары или услуги к приобретаемым, а также выполнять дополнительные работы за плату без получения согласия потребителя.

В новой редакции в число недопустимых условий договора вошли следующие:

  • ограничение потребителя на выбор способа и формы оплаты (договор допускает оплату только наличными или картой);
  • перечисление оснований для досрочного расторжения договора по требованию продавца, которые не предусмотрены законодательством РФ;
  • указание условий, уменьшающих размер законной неустойки;
  • ограничение выбора вида требований, которые потребитель может предъявить продавцу, если купил некачественный товар (например, договор исключает возможность заменить некачественный товар);
  • введение условий, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции (например, условие о том, что в случае расторжения договора по инициативе потребителя предоплата не возвращается);
  • требование об обязательном досудебном порядке рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;
  • условие о территориальной подсудности споров (о рассмотрении иска по месту нахождения продавца) и пр.

Кроме того, в статье 16 закона РФ «О защите прав потребителей» появился отдельный пункт о запрете требовать персональные данные покупателей, делая это условием заключения, исполнения, изменения или расторжения договора. Собирать личные данные разрешили, только если это необходимо для совершения покупки. При этом продавец должен объяснить покупателю, для чего требуется персональная информация.

Зачем ввели поправки в закон?

Поправки подготовило правительство РФ. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что российское гражданское законодательство устанавливает принцип свободы договора. Т. е. граждане и организации могут самостоятельно определять условия договора. Однако если человек заключает договор с магазином, банком, страховыми и прочими компаниями, то договор составляет коммерческая организация. Потребитель не может повлиять на содержание договора купли-продажи, банковского вклада, потребительского кредита, страхования и оказывается в более слабом положении.

Авторы законопроекта отмечают, что суды неоднократно признавали некоторые условия договоров недопустимыми, но организации продолжают их навязывать потребителям. За последние семь лет количество нарушений, связанных с включением в договоры пунктов, ущемляющих права граждан, не сократилось. В этой связи законодатели решили отдельно перечислить требования к договорам с участием потребителей, в том числе условия, которые запрещено в них прописывать.

   
   

Источники:

http://publication.pravo.gov.ru/

https://sozd.duma.gov.ru/bill/