По словам осуждённой, страшно там всё - от бытовых условий до работы. Кормят «чёрствым хлебом, прогоркшим пшеном и тухлым картофелем». Нельзя толком ни помыться, ни подмыться (в женской-то колонии). За неуспеваемость на работе бьют - «по почкам, по лицу», могут наказать весь отряд «многочасовым стоянием на плацу, без права посещения туалета, без права сделать глоток воды». Смена зэчек длится «по 16-17 часов, сон - в лучшем случае часа четыре в день. Почти все воскресенья - рабочие».
В итоге «измученная, задёрганная, грязная, осуждённая становится послушным материалом в руках администрации, рассматривающей нас исключительно в качестве бесплатной рабсилы. Так, в июне 2013 г. моя зарплата составила 29 рублей. При этом в день бригада отшивает 150 полицейских костюмов. Куда идут деньги, полученные за них?»
Ясно, что жизнь заключённого не должна быть особо комфортной. Но и превращать её в пытку тоже нельзя. Если в словах Толоконниковой есть хотя бы доля правды, это повод спросить: а куда смотрит руководство Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), которое, кстати, не так давно поменялось? Где надзорные органы, правозащитники? Кто-нибудь достоверно знает о том, что творится в СИЗО и на зонах? В частности, какие деньги там крутятся?
Слабых «прессуют»
Всего за решёткой в РФ находится около 700 тыс. человек. И хотя реформа ФСИН идёт уже много лет, тюрьмы и колонии по-прежнему мало приспособлены для главного - исправления преступников. Зато очень даже пригодны для теневого бизнеса. За деньги, например, в тюрьме можно достать практически всё.
«Услуга по доставке в камеры любых вещей называется «ноги», - рассказал «АиФ» Андрей Н., недавно освободившийся из колонии. - Создаётся сверхприбыльный круговорот товаров. Например, сначала мобильные телефоны по завышенной в 4-5 раз цене приносят одним заключённым, а через несколько дней отнимают, чтобы передать в соседний отряд.
Иногда слабых духом людей начинают «прессовать», отправляя за малейшие провинности в штрафной изолятор. Вскоре человек ломается и начинает платить по несколько десятков тысяч рублей в месяц за то, чтобы его оставили в покое».Рабский труд
Зэки шьют одежду, в том числе армейскую, полицейскую и иную форму, трудятся на лесопилках и пр. «Заказы бывают огромные, - говорит Андрей Н. - А зарплаты при этом - всего несколько сотен рублей в месяц! Небольшой процент получает бригадир, основной же доход идёт в карман руководству колонии».
Мнение эксперта
- Пример того, как администрация зарабатывает на заключённых, - колония в г. Копейске, где не так давно из-за этого даже произошёл бунт. Практически все подобные учреждения в Челябинской, Ростовской и Свердловской областях, республике Коми и некоторых других регионах в этом смысле находятся в зоне риска. Как правило, надзорные органы смотрят сквозь пальцы на многие нарушения. В итоге охранники за вознаграждение проносят заключённым различные товары, чаще всего - мобильные телефоны, алкоголь, продукты. За деньги можно также получить передачи сверх нормы, сходить на дополнительные свидания с родными, добиться перевода в другой отряд и т. д. Расценки в зонах разные, но в среднем от 3 до 10 тыс. руб. Кроме того, официально существуют камеры повышенной комфортности, рассчитанные на значительно меньшее число людей, с одним ярусом нар и т. д. Отбывание срока там создаёт большой простор для злоупотреблений.
Смотрите также:
- Зэки или рабы: В колонии под Копейском заключённых пытают и заставляют работать даром →
- Охота на пенсионеров. Покупатели «лекарств» обогатили мошенников на миллионы рублей →
- Последняя гастроль. Обезврежена шайка старушек-мошенниц →