В истории есть примеры объединения русских перед лицом опасности: начало XVII в., 1812-й, 1941-й... Но в иных обстоятельствах к горизонтальной корпоративной солидарности мы не способны. У нас нет тейповых и клановых связей, отдельной морали и правды для своих и чужих, права обманывать и издеваться над людьми, не принадлежащими к определённой касте. Поэтому мы не найдём повода сколачивать шайки. Подобная мораль свойственна разным этническим сообществам, но только не русским. Русские всегда честны одинаково, внутри себя и снаружи. У нас и правда, и мораль одна. Кроме того, мы народ лоялистский, народ государственного служения, миссии и подвига. Нам нужна великая задача. А у сегодняшних русских нет ни миссии, ни подвига. Ситуация низвела их до положения атомизированных, раздробленных, выживающих людей, чья преданность государству никому не нужна. Они даже не мясо истории, они вообще не участвуют в ней! Поэтому кроме дилеммы «выселить или заставить» есть третий вариант: вернуть себе самоуважение. Все - от участкового до парня, покупающего пиво в ларьке, - должны понимать, что они - народ, нацеленный на исполнение великого дела. Тогда чужаки, спустившиеся с гор и пришедшие с равнин, будут подражать и гордиться, что живут среди нас. А иначе станут смотреть с презрением...
Всё это - вопрос не о Пугачёве, а о Кавказе, который экспортирует в русский «хартленд» малую толику насилия, творящегося там. Это очаг насилия (от бытового до любого другого), искры из которого сыплются во все стороны… Надо ли «замирять» Кавказ? Было бы для чего. Вопрос о Кавказе подвешен. Что мы от него получаем? Нужен ли он нам, например, как коридор к бакинской нефти? Вероятно, нет. Значит, надо либо решать проблему армейскими инструментами и звать генерала Казанцева, либо думать о строительстве стены между Кавказом и Россией - как между США и Мексикой, Израилем и территориями Палестины… Стена или Казанцев? Или депортация - но кого и откуда? Мы не найдём ответа в рамках гуманной морали XXI века.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также
-
Герман Садулаев: Мы потеряли целое поколение!
-
Андрей Сидорчик: Бунт в Пугачёве как симптом болезни государства
-
Ирэн Булатова: Жители Пугачёва ведут себя, как настоящие… кавказцы