Даниил Дондурей: Укоротили язык?

Даниил Дондурей, социолог, культуролог, гл. редактор журнала «Искусство кино»    
   

Русский язык невероятно богат на разного рода контексты, когда одно и то же слово может выполнять разные функции. Куда там анг­лийскому языку с их одним-единственным неприличным словом, которое там используют все от мала до велика! У нас же в каждом конкретном случае придётся проводить подробную экспертизу, чтобы определить, что именно можно отнести к нецензурной лексике, а что - нет.

Но гораздо важнее другое! Ни на ТВ, ни в газетах, ни в произведениях массовой культуры у нас мата нет. Он присутствует лишь в узком кругу маргинальной культуры. Более того, в России введена система штрафов за использование нецензурной лексики в публичных местах. И вообще все мы прекрасно знаем, что матом ругаться нехорошо. А использовался он в Советском Союзе, к примеру, в анекдотах как некий ответ общества на идеологический пресс государства. Тогда зачем принимают закон о том, что неопасно для общества?

Кому нужен закон, который запрещает мат на публике? >>

На мой взгляд, делается это только потому, что ни одна ветвь государственной власти сегодня не способна по­влиять на состояние морали. Ни одна! Ни президент, ни элиты, ни гражданское общество! Все обезвожены гигантскими моральными болезнями - это и проблемы семьи, и проблемы доверия друг другу, и отношения государства к бизнесу и т. д. Вплоть до беспрецедентного в мире подросткового и молодёжного суицида. Вы видели когда-нибудь, чтобы первые полосы центральных газет или заседание Совета безопасности было посвящено не чрезмерным ценам на услуги ЖКХ, а тому, что у нас на 100 тысяч населения приходится 20 детских самоубийств в год? Так, промелькнёт где-то сообщение. А ведь на самом деле это ужас! Это говорит о том, что наши дети не умеют жить. Они не знают ценности жизни - своей и чужой. Не знают, что делать со своим будущим. Дума же, не имея возможности хоть как-то справиться с причинами, стоящими за этой трагедией, выхватывает то, что легко сделать. Чтобы продемонстрировать обществу: мы тут бдим! Они ограничивают то, что не нуждается в установлении границ. И в своих глазах, и в глазах высшей власти они представляются защитниками морали, способов защитить которую у них на самом деле нет.

Смотрите также: