Пока адвокаты одного из главных фигурантов дела о беспорядках на Болотной площади пытаются доказать необоснованность обвинений в адрес своего подзащитного по нынешним делам, на свет появилось уже четвертое.
За пытки ответит пытаемый
На сей раз Следственный Комитет России обвиняет Развозжаева в заведомо ложном доносе. Поводом к заведению дела стало то, что в декабре 2012 года во время заседания суда оппозиционер указал на человека в зале, который якобы подвергал его пыткам.
Выяснилось, что Развозжаев узнал в свое предполагаемом мучителе следователя Дмитрия Плешивцева. Данный сотрудник правоохранительных органов известен участием в действиях против оппозиционеров, в частности, он был задействован в обысках на их квартирах.
Интересно, что судья на заседании категорически отказался устанавливать личность опознанного Развозжаевым человека. Впрочем, журналистам легко удалось узнать имя и фамилию следователя и без помощи судьи.
По свидетельству очевидцев, Плешивцев после слов Развозжаева заметно нервничал.
Как теперь выясняется, совершенно напрасно. Следственный Комитет уверяет, что проверка заявлений о пытках Развозжаева закончилась еще в ноябре, и обвинения оппозиционера не нашли подтверждения.
Теперь же СКР и вовсе прибавил к прежним обвинениям новое дело.
История с похищением
История Леонида Развозжаева даже на фоне российских реалий выглядит по-особому. Активный участник левого оппозиционного движения, член совета «Левого фронта» Развозжаев оказался в центре внимания Следственного Комитета после выхода фильма телекомпании НТВ «Анатомия протеста-2», в которой Развозжаев, наряду с Сергеем Удальцовым и Константином Лебедевым был назван одним из участников встречи с грузинским политиком Гиви Таргамадзе. На встрнече якобы обсуждались подготовка и финансирование массовых беспорядков в России.
После того, как Следственный Комитет на основании телефильма обвинил Удальцова, Лебедева и Развозжаева в приготовлении к массовым беспорядкам, последний выехал на Украину с целью получения политического убежища.
Интересно, что Развозжаев покинул Россию еще до своего объявления в федеральный розыск.
Дальнейшие события больше напоминают голливудский боевик, нежели обычную жизнь. В Киеве российский оппозиционер был схвачен неизвестными и вывезен на территорию России.
По словам самого Развозжаева, похитители подвергали его пыткам и угрожали расправой семье оппозиционера.
В то же время СКР устами своего официального представителя Владимира Маркина уверял, что Развозжаев явился добровольно и написал явку с повинной на десяти листах.
Однако на первом же судебном заседании Развозжаев отверг сведения о явке с повинной, и продолжал настаивать на том, что подвергался пыткам.
Работа адвокатов с Развозжаевым была крайне затруднена. У защитников не принимали ордера, отказывали во встречах под различными предлогами.
Этапом по Сибири
Ко всему прочему, на оппозиционера посыпались новые обвинения. Развозжаева обвинили в незаконном пересечении границы по паспорту брата, а затем в разбое, якобы совершенном в городе Ангарске в 1997 году. В последнем случае у местного бизнесмена были похищены 500 зимних шапок.
Срок давности по этому делу истек, однако Развозжаев в середине декабря был этапирован из Москвы в Иркутск для проведения следственных действий по данному делу.
Как утверждает адвокат Развозжаева Дмитрий Аграновский, его подзащитный написал заявление о прекращении дела о разбое за истечением срока давности. Однако это заявление не было передано адвокату, и оппозиционера отправили по этапу.
Путешествие до Иркутска заняло почти месяц. При этом у Развозжаева не было нормальной возможности общаться с адвокатами, он покинул столицу без теплых вещей, что негативно сказалось на его здоровье.
Наконец, 17 января Развозжаев в Иркутске встретился со своими адвокатами. Здесь, в их присутствии, он вновь написал заявление о прекращении уголовного дела. Однако, после встречи оппозиционера с адвокатами вновь начались странности.
По словам еще одного защитника Развозжаева Руслана Чанидзе, адвокатам было объявлено, что оппозиционер будет помещен в СИЗО Ангарска. Однако ни депутаты, ни правозащитники Развозжаева там не обнаружили.
Несколько позже ГУФСИН по Иркутску заявил, что оппозиционер находится в СИЗО-1 Иркутска.
Теперь, даже если СКР, как того требует закон, и прекратит «шапочное» дело, ему на смену придет дело о ложном доносе. Так что мытарствам Леонида Развозжаева по российским тюрьмам не видно конца, несмотря на то, что вопрос о том, виноват ли он хоть в чем-то, остается открытым.