Полный «Хабад». Россию и Америку окончательно рассорила судьба хасидской библиотеки

Кажется, надеждам Барака Обамы на сохранение политики «перезагрузки» в российско-американских отношениях не суждено сбыться. Еще гремят вовсю страсти по поводу законов «Магнитского-Яковлева», как вдобавок к ним возникла еще одна скандальная тема.

   
   

50 тысяч ежедневно

Старший судья Федерального суда округа Колумбия Ройс Ламберт вынес решение, согласно которому Российская Федерация будет подвергаться ежедневному штрафу в 50 тысяч долларов до тех пор, пока не передаст хасидскому движению «Хабад» рукописи и книги, составляющие так называемую «библиотеку Шнеерсона».

Данное решение стало продолжением вердикта американского суда 2010 года, который и потребовал от России передать «Хабаду» «библиотеку Шнеерсона».

И тогда, и сейчас, Россия категорически отвергла требования американского суда. Российский МИД назвал решение американской Фемиды «неправомерным и провокационным», и пообещал «жесткий ответ» в случае, если во исполнение иска в США начнутся аресты российской собственности. А именно этим и собираются заняться представители «Хабада», получив на руки решение суда.

Стоит отметить, что против санкций в отношении России высказывался Минюст США, который полагает подобные действия бесполезными.

При этом решение американского суда ставит под угрозу весь культурный обмен между двумя странами. Россия, учитывая печальный опыт прошлого, когда различные фирмы и частные лица, имеющие финансовые претензии к РФ, пытались наложить арест на культурные ценности, вывозившиеся на выставки за рубеж, предпочитает ограничить подобную практику, не желая рисковать национальным достоянием. Соответственно, и россияне лишаются возможности созерцать шедевры мировой культуры из коллекций зарубежных музеев.

Национализированная история евреев

Так называемая «библиотека Шнеерсона» представляет собой собрание древнееврейских книг и рукописей, начало которому было положено еще в XVIII веке.

   
   

В начале XX века владельцем библиотеки стал Йосеф Ицхок Шнеерсон, уроженец Любавичей, что на Могилевщине. Он был сыном лидера хасидского движения «Хабад», и со временем сам стал главой этой организации.

Сама библиотека, насчитывавшая 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, хранилась в Любавичах, пока во время Первой Мировой войны это местечко не оказалось в зоне боев. Тогда Шнеерсон перевез часть коллекции в Москву, где оставил ее на хранение.

Здесь «библиотеку Шнеерсона» и застала революция. Согласно декрету большевиков, собрание было национализировано и со временем оказалось в Государственной библиотеке имени Ленина.

Сам Йосеф Шнеерсон продолжал деятельность «Хабада» в СССР до 1927 года, пока не был выдворен за пределы страны.  При этом та часть библиотеки, которая не была национализирована, уехала за рубеж вместе со Шнеерсоном. Ребе «Хабада» продолжал свою деятельность в США, где и умер в 1950 году.

В тот период ни сам Шнеерсон, ни его наследники не пытались претендовать на национализированную коллекцию. Тем более, что она бережно хранилась сотрудниками «Ленинки» как национальное и историческое достояние.

Вплоть до самосожжения

Ситуация резко изменилась в период распада СССР, когда представители «Хабада» впервые попытались заполучить «библиотеку «Шнеерсона». Обращаясь в советские, а затем российские суды, хасиды ссылались на то, что библиотека была личной собственностью Шнеерсона, а значит, не могла быть национализирована на тех основаниях, на которых это было сделано.

На волне полного отрицания советского строя осенью 1991 года Госарбитраж постановил вернуть коллекцию хасидам.  Однако сотрудники библиотеки во главе с заведующим отделом рукописей Виктором Дерягиным наотрез отказались отдавать «народное достояние». «Коллекция Шнеерсона» была спрятана в обширных фондах «Ленинки», а сам Дерягин заявил, что при попытке ее вывоза за рубеж устроит акт самосожжения.

Наконец, в феврале 1992 года Пленум Высшего Арбитражного суда отменил все предыдущие решения и постановил оставить коллекцию в бывшей «Ленинке», а ныне Российской государственной библиотеке.

После неудавшейся атаки в российских судах, «Хабад» продолжал настаивать на своих требованиях возврата «библиотеке Шнеерсона». В 2005 году обращение с просьбой о передаче коллекции было направлено президенту России Владимиру Путину, но оно осталось без ответа.

Тогда юристы «Хабада» принялись подавать иски в американские суды.

Библиотека останется, отношения испортятся

Позиция России в данном случае такова – сегодня в семье Шнеерсонов нет законных наследников коллекции, а непосредственно «Хабаду» библиотека не принадлежала никогда. Следовательно, на сегодня коллекция представляет собой национальное достояние России, которое отторжению не подлежит.

Можно с уверенностью сказать, что решение американского суда никак не поможет «Хабаду» заполучить «библиотеку Шнеерсона». Современная российская власть многократно доказывала, что говорить с ней на языке ультиматумов бесполезно.

Думается, что и юристы «Хабада» это прекрасно понимают. Другое дело - при помощи решения американского суда пополнить бюджет организации арестованным российским имуществом и счетами. Уж что-что, а считать деньги хасиды умеют блестяще.

Но российско-американским отношениям новый конфликт, безусловно, не сулит ничего хорошего. И вряд ли от этого выиграет хотя бы одна из сторон.