«Иногда сотрудник вовсе не оформляет документы, утаивая от турфирмы денежные средства. Это должно чувствоваться», - пояснила «Aif.ru» адвокат Московского общества защиты потребителей Елена Грачёва.
В том случае если турист не доволен качеством услуг, то в первую очередь нужно озаботиться сбором доказательств.
«Это должны быть либо свидетельские показания, то есть с кем-то подружиться, поговорить, либо фотографии, видеосъемка, либо и то, и другое. Желательно послать факс из места отдыха, где заявить свои требования, то есть какой-то минимум доказательств необходимо собрать», - рассказала «Aif.ru» Елена Грачёва.
После этого туристу следует обратиться с письменной претензией в течение 20 дней к туроператору и ждать ответ. Важно понимать, что ответственность несет не турагент, у которого могли быть приобретены путевки, а туроператор.
«Соответственно, туроператор либо удовлетворяет претензию, либо это слушается в судебном порядке. Убытки туроператора, если это страховой случай, должна возмещать страховая организация», - отметил юрист.
В том случае если у туроператора не хватает денежных средств расплатиться с недовольными покупателями, то ждать помощи от госорганов - не стоит.
«Это предпринимательская деятельность, она осуществляется на собственный риск, но государство установило требование – страховать ответственность. В договоре, который находится на руках у туриста, должны быть обязательно указаны гарантии возмещения, то есть где застрахован туроператор, какая страховая организация, адрес, полис. В принципе можно туда позвонить и спросить, действительно ли есть этот полис», - прояснила Елена Грачева.
Заключать договор лучше с туроператором, а не с турагентом. В том случае если нет страховок, то это должно тоже насторожить покупателей путевок.
«Все данные о страховке должны быть и в договоре, который заключается между туристом и турагентом, и в договоре между туристом и турагентством», - уточняет юрист.
Статья по теме
Чаще всего туристы гибнут в России
«Туроператоры дольше присутствуют на рынке, их ответственность застрахована, несмотря на все случаи, которые возникают, они все-таки не массовые, а единичные, в то время как работая с турагентом, вы никогда не будете застрахованы, что он заплатит, переведет деньги, что это будет без посредников, что с ценами какие-то сложности не возникнут», - предостерегает юрист.
Многие россияне не понимают, что такое «моральный вред». В законе это понятие определено так: «физические и нравственные страдания», а они могут выражаться в чем угодно.
«Либо страдает тело, либо страдает душа, либо все вместе страдает. Надо просто письменно пояснить, в чем выражались эти страдания, но сделать это очень подробно. Я встречалась в своей практике, что иногда даже используют заключение психологов, что мог испытывать человек, какой дискомфорт у него был, поскольку люди разные, на кого-то это может не подействовать никак, а кто-то может очень сильно волноваться», - уточняет эксперт.
В том случае, если в суде решается вопрос о возмещении морального вреда, то это должна быть достойная сумма, а не символическая.