Общественная палата РФ готовит иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) против Украины. Инициативная группа хочет привлечь к ответственности украинские власти и оценить их вину в массовом убийстве граждан в Одессе и гибели мирного населения в других украинских городах. Количество исков от россиян в ЕСПЧ растёт с каждым годом: в последнее время их число достигает 30–40 тысяч ежегодно. Существенная часть из них так или иначе связана с Россией.
Право на гей-парады
В 2010 году ЕСПЧ удовлетворил иск одного из лидеров российского гей-движения Николая Алексеева. Он пожаловался на то, что московские власти в 2006, 2007 и 2008 годах не разрешали движению проводить гей-парады в столице: заявки на проведение акций всё время получали отказ мэрии. Суд усмотрел нарушение статей Европейской конвенции о защите прав человека: ст. 11 («Свобода собраний и объединений»), ст. 13 («Право на эффективное средство правовой защиты») и ст. 14 («Запрещение дискриминации»).
Своим решением ЕСПЧ обязал российскую сторону выплатить Алексееву 12 тысяч евро, а также возместить издержки в размере 17,5 тысячи евро.
Компенсация Ходорковскому
Спустя 7 лет после подачи жалобы, в 2011 году, ЕСПЧ обнародовал своё решение по делу экс-главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского. Суд установил факты нарушения Конвенции о правах человека при задержании Ходорковского 25 октября 2003 года и во время его содержания под стражей после 8 августа 2005 года. ЕСПЧ обязал Россию выплатить Ходорковскому 10 тыс. евро в качестве компенсации за нанесение морального ущерба и ещё 14 тыс. 543 евро — за судебные издержки. Вместе с тем суд отказался признать дело Ходорковского политически мотивированным, отметив, что для этого нужны неопровержимые доказательства, которые не были представлены.
«Эсмухамбетов и другие против России»
В том же году судьи ЕСПЧ единогласно признали российские власти виновными в гибели мирных граждан во время первой чеченской контртеррористической операции. Иск в Европейский суд подал Маутали Эсмухамбетов и ещё 26 чеченцев. 12 сентября 1999 года село Коги на юго-востоке Чечни, недалеко от административной границы с Дагестаном, подверглось бомбардировке, на него было сброшено около 70 бомб. Погибли пять мирных жителей, в том числе жена и двое несовершеннолетних детей Эсмухамбетова: бомба упала к ним во двор. В селе в результате бомбардировки было разрушено до 30 частных домов.
ЕСПЧ постановил выплатить пострадавшим в совокупности полтора миллиона евро за материальные и моральные страдания. Это была рекордная сумма компенсации по «чеченским жалобам».
Дело о пытках
Одним из первых и громких дел о пытках в российской милиции, дошедших до ЕСПЧ, стала жалоба «Михеев против России». Рядовой сотрудник дорожно-постовой службы Алексей Михеев подвергся жесточайшим истязаниям в одном из райотделов нижегородской милиции. Из него выбивали признание в убийстве девушки. Михеева сначала избивали, потом пытали электрическим током. Не выдержав издевательств, Михеев признался в убийстве и даже нарисовал схему захоронения трупа. Он также был готов взять на себя и другие преступления. После признаний Михеев прямо в наручниках выбросился из окна третьего этажа. В результате падения он получил тяжёлый перелом позвоночника. В 22 года Михеев стал инвалидом, он парализован ниже пояса. Девушка, в убийстве которой он признался на допросе, вернулась домой через два дня.
На протяжении последующих семи лет потерпевший пытался привлечь к ответственности пытавших его сотрудников уголовного розыска, но дело против них 20 раз прекращалось. Европейский суд по правам человека постановил компенсировать Михееву 250 тысяч рублей. Правоохранители, применявшие пытки к Михееву, в итоге были осуждены.
Штурм центра на Дубровке
В декабре 2011 года ЕСПЧ взыскал с России 1,3 миллиона евро в пользу пострадавших при штурме захваченного террористами театрального центра на Дубровке. Суд признал, что российские силовики допустили нарушения при планировании и проведении штурма, однако отметил, что само решение о штурме, а также применение спецсредств и газа было обоснованным. Суд обязал российские власти выплатить каждому из 64 истцов от 9 тысяч до 66 тысяч евро.
В начале мая 2012 года ЕСПЧ принял к рассмотрению аналогичное дело — семь жалоб, поданных 447 пострадавшими во время захвата террористами заложников в бесланской школе в сентябре 2004 года. Они утверждают, что силовики не сумели предотвратить теракт, допустили нарушения во время штурма, не провели эффективного расследования.
Восстановление Республиканской партии
В 2011 году ЕСПЧ удовлетворил ещё одну жалобу из России: признал незаконным решение Минюста об отмене регистрации «Республиканской партии России». Эта партия была зарегистрирована в 1990 году, в 2005 году политик Владимир Рыжков попытался её возродить, но Верховный суд указал, что её численность и количество региональных отделений не соответствует российскому законодательству, и на основании этого партию ликвидировал. Рыжков обратился в Страсбург и выиграл процесс. Российский суд выполнил постановление ЕСПЧ — партии вернули регистрацию. Сегодня Республиканская партия переименована в РПР-ПАРНАС.